Точно так же и в экономике. Управленцу любого предприятия необходимо постоянно держать руку на пульсе производства, чтобы вовремя и эффективно вмешаться в ход процесса, если что-то пошло не так. Особенно это актуально в наше турбулентное время, когда пандемия, санкции, экономический и финансовый кризисы потребовали от руководителей предприятий, как отмечает наш Президент, выйти из зоны комфорта и изменить подходы к работе.
Суть предстоящих изменений — максимальное задействование внутренних ресурсов, рост эффективности управления, создание благоприятных условий для привлечения внутренних и иностранных инвестиций. Цифровизация предприятий — это как раз то, что надо для решения непростых задач. Как показывает опыт Китая и других стран, необходимость проникающей во все сферы цифровизации становится не просто объективной реальностью. Это уже экономически обоснованная аксиома, так как свыше 80 процентов рабочего времени у руководителей уходит на работу со сведениями о деятельности предприятия.
Поэтому главным в цифровизации является то, что все первичные данные о деятельности предприятия группируются в цифровую матрицу, своеобразный цифровой геном, что позволяет управленцам в любой момент времени объективно и без посредников оценивать и влиять на состояние производства и сбыта.По сути, оцифрованное предприятие становится подобно машине, которую можно программировать в соответствии с государственными задачами и складывающейся конъюнктурой. Точные сведения в эпоху цифровой экономики — важнейший фактор конкурентоспособности не только отдельного предприятия и отрасли, но и всего государства.
Сегодня данные часто называют «новой нефтью», но на самом деле главной ценностью для экономики во все времена и во всех странах являются люди, обладающие знаниями и умениями применять новые технологии для достижения целей предприятия, отрасли и страны в целом, личностного становления и роста. Это обусловливает актуальность и важность цифровой культуры на всех уровнях производства и управления.
Эффекты цифровизации особенно видны на примере Китая, который в этой сфере действует и числом, и умением, выстраивая цифровую экономику как человекоориентированную, направленную на задействование максимального количества людей. Для этого используются соединенные с платежными системами национальные мессенджеры, работают общегосударственные цифровые платформы по всем секторам экономики, своевременно модернизируется соответствующее законодательство.
На цифровую экономику в Китае приходится уже свыше 30 процентов национального ВВП, что увеличивает уровень устойчивости и самодостаточности экономики страны.В Беларуси также имеются большие возможности для эффективной цифровизации и формирования в ближайшей перспективе национальной цифровой матрицы. На ряде предприятий уже успешно апробированы разработанные в стране цифровые платформы, позволяющие руководителю, собственнику, инвестору видеть картину реального положения дел в режиме онлайн, принимать обоснованные решения по повышению доходности и росту конкурентоспособности. Дело за тем, чтобы распространить этот опыт на максимальное число хозяйствующих субъектов.