Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— На прилавках должны быть товары надлежащего качества, в широком ассортименте и по справедливым ценам… Давайте шевелиться. Не надо ссылаться на эти санкции. Все в наших руках. Еще раз предупреждаю: вопрос (роста цен. — Прим. ред.) политический! Это даже не экономический вопрос. Это вопрос жизни и смерти.
В ходе совещания с экономическим блоком Правительства, 6 октября 2022 года.
Меры были приняты жесткие
Многие помнят большое октябрьское совещание у Президента Беларуси Александра Лукашенко с Правительством и Нацбанком о ценовой ситуации в стране. В прошлом году за январь — август инфляция составляла 13,8 процента, а в целом за год Правительство прогнозировало этот показатель на уровне 19 процентов. Глава государства тогда обозначил предельно четко:— На такие высокие значения инфляции Совет Министров и Национальный банк должны были ответить жесткими мерами по сдерживанию цен. Я имею в виду, что 13 — 14 процентов — это уже никуда не годится.Напомним, по итогам совещания были приняты фактически радикальные меры. Белорусский лидер принял решение заморозить рост цен с 6 октября 2022 года. Позже Совет Министров принял постановление № 713 «О системе регулирования цен». Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) проводило огромную работу по разъяснению норм постановления и контролю за его исполнением, депутаты и сенаторы, представители профсоюзов проводили регулярный мониторинг цен по всей стране.
В итоге принятый комплекс мер сработал: годовая инфляция в Беларуси по итогам прошлого года вышла на уровень 12,8 процента, вместо 19, как прогнозировалось изначально.Если сравнить с нашими соседями, то лучший результат показала только Россия (11,9 процента). У остальных успехи оказались куда хуже: так, в Польше цены на потребительские товары и услуги в декабре 2022 года по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года увеличились на 16,6 процента, в Латвии — на 20,8, в Литве — на 21,7, в Украине — на 26,6 процента.
В целом 2022 год был непростым для всего мира, и с двухзначной инфляцией столкнулось большинство стран еврозоны.
Тренд на замедление
Между тем в республике сохраняется тенденция на замедление годовой инфляции, отмечают в МАРТ.Подтверждают это цифры: в апреле годовой прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 4,7 процента (минус 1,3 процентного пункта по сравнению с мартом) и впервые с мая 2020‑го вошел в среднесрочный целевой параметр — 5 процентов.В МАРТ обращают внимание: в апреле месячная инфляция сложилась значительно ниже среднего значения, зафиксированного в стране в этом месяце за последние десять лет (с 2013 по 2022 год), которое составило 0,8 процента.
В обзоре министерства поясняется: в апреле замедлился прирост всех компонентов годовой инфляции. В результате базовая инфляция и постоянно регулируемые цены (тарифы) сложились ниже целевого прогноза и составили 4,6 и 7 процентов соответственно.
На рынке плодоовощной продукции зафиксирована дефляция в годовом выражении: то есть за прошедшие 12 месяцев цены снизились на 9,1 процента.
Европейцы звереют от дороговизны
А вот Евросоюз ценовой стабильностью похвастаться пока не может. И если «старые» члены союза — Франция, Германия — в апреле смогли удержаться на более-менее приличном инфляционном уровне (5 — 6 процентов), то на окраинах ЕС инфляция зашкаливает. В Польше, Литве, Латвии составляет неприличные 14 — 15 процентов.Собственно говоря, ничего удивительного. Энергетический кризис никуда не исчез. Да, он несколько потерял драматичность и остроту. Но дефицит энергии в Старом Свете есть. Прошлогодние всплески котировок газа, угля и других энергоносителей тогда трансформировались в небывалую промышленную инфляцию. А сейчас былые проблемы постепенно транслируются на потребительский рынок.
И европейцы начинают постепенно звереть от дороговизны. Если коренные жители развитых стран за счет более высокого уровня жизни еще сводят концы с концами, то те же мигранты оказываются на обочине. И выплескивают свою обиду через преступность. Криминал растет в геометрической прогрессии. Воруют все, что плохо лежит. И даже если лежит хорошо.
В той же благостной Бельгии уже просто так машину на улице лучше не оставлять. Сольют бензин, снимут колеса или вообще угонят. И грабеж происходит среди бела дня. Без всякого стеснения. Экспроприация как-то стала уже стилем европейкой жизни. Как и небезопасные улицы.
Словом, энергетический кризис спровоцировал экономический. А падение уровня жизни населения выливается в социальные трения. И как европейские политики будут из этой ситуации выкручиваться, пожалуй, даже им неизвестно.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
По прогнозу МВФ, глобальная инфляция в ближайшие годы будет снижаться: ожидается, что темпы роста потребительских цен в мире в 2023 году составят 7 процентов. В ООН называют другую цифру — 5,2 процента.
В Беларуси, напомним, уровень инфляции по итогам 2023 года запланирован на уровне 7 — 8 процентов.