«Культура Беларусi». Т.3. Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, Мiнск, 2012.
Когда–то девяностолетний поэт Максим Лужанин говорил тем, кто сомневался в будущем нашей культуры: «Калi мы пачыналi, у нас не было такiх беларускiх энцыклапедый, якiя ёсць у вас». Очередной проект издательства пополнился еще одним томом. Первый вышел в 2010 году. Его сравнивали с выпущенным четверть века назад пятитомником «Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi». Но за 25 лет много создано, некоторые персоналии и факты всплыли из небытия, так что отразить историю культуры по–новому стало необходимым. Энциклопедия вначале задумывалась как шеститомное издание, но со временем составители поняли, что, возможно, не хватит и десяти. Работа кропотливая, долгосрочная. Тысячи статей, сотни авторов–профессионалов... В издании рассказывается не только о знаменитых белорусах, известных произведениях искусства, танцах, песнях и т.д., но и об архитектурном наследии, о культуре национальных меньшинств страны, о профессиональных и народных коллективах, о больших городах и деревнях. Отмечу и стильное оформление: на обложке каждого тома репродукция известной картины.
Виктор Пелевин. Snuff. Москва, ЭКСМО, 2012. Пелевина сегодня не ругает только ленивый.
Честно говоря, мне следовало бы начать разговор с последней книги Пелевина — «Бэтман Аполло», но ее и так критики раскатали, как тесто для штруделя. Поэтому взяла предыдущий роман, как предлог поговорить о явлении в целом. Оценить грусть ситуации может только тот, кто в юности зачитывался «Принцем из Госплана» и «Желтой стрелой», воспринимая их как глоток вольнодумия. Пафос — «сойди с поезда», откровение — «вместо принцессы тебе показывают чучело», тайна — а вдруг мы все уже умерли, как герои рассказа «Вести из Непала»? Потом с Пелевиным произошло то же, что и с другими контркультурщиками исхода советской эпохи... Рухнули идеологические стены, отпала потребность в эзоповом языке, нужно было приспосабливаться к рынку. У Пелевина выигрышный имидж: загадочный затворник по–кастанедовски, разоблачитель социальной системы а ля Бегбедер и Паланик, голос андерграундной молодежи, аки Коупленд... Но его новые книги стремительно переставали быть культовыми. Не помог пиар в духе современных технологий. То объявлялось, что рукопись стащили, то продажа становилась ролевой игрой. Snuff, кстати, признают удачным из последних романов. Действие происходит в далеком будущем. Элита живет в искусственном летающем городе Бизантиуме, или Биг Биз, внизу — жалкие «орки», лишенные звания людей. Главный герой — представитель элиты Демьян–Ландульф Дамилола Карпов, циничный толстяк, который, лежа на диване, управляет летающей камерой, снимающей в Оркланде всяческие страхи и ужасы. У Дамилолы есть любимое существо, точнее искусственная женщина Кая. Когда молодой орк Грым сбегает из Оркланда в Биг Биз, что весьма напоминает побег диссидента за «железный занавес», у него с Каей случается большая любовь. Настолько настоящая, что Кая становится почти пророчицей и убегает с Грымом сражаться с зажравшейся Бизантией... Короче, вторичность всего настолько бросается в глаза, что я, пожалуй, соглашусь с тем, что выпятить ее — и было целью автора.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.