Хойники отпраздновали 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков

Трудных 910 шагов

«910 шагов на пути к освобождению» — так организаторы назвали торжественное шествие, которое накануне прошло в Хойниках. Именно столько дней понадобилось, чтобы окончательно освободить район от гитлеровских захватчиков. 822 дня под оккупацией провел сам районный центр. Ноябрь 1943 года стал для местных жителей по-настоящему историческим. Советские воины не жалели жизней, чтобы выгнать отсюда озверевших нацистов. 

Торжественное шествие в честь 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков прошло вчера в Хойниках.

Накалывали на штыки и бросали в колодец

Подробности того, что происходило в Хойникском районе на протяжении страшных 910 дней, станут известны гораздо позже. После освобождения местные жители рассказали следователям военной прокуратуры о зверствах оккупантов и полицаев. А некоторые подробности выявляются только сейчас — в результате труда районной рабочей группы по вопросам геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Ставшая частью этой группы старший научный сотрудник Хойникского районного краеведческого музея Вероника Архипенко приводит только отдельные факты, но и они поражают степенью бесчеловечности: 

— В деревне Алексичи до войны был 141 двор, где проживали 580 человек. Сразу за деревней начинался лес, в котором базировался партизанский отряд. 8 августа 1942 года в населенный пункт приехали карательные отряды СС. Окружили и подожгли деревню со всех сторон. Жителей, которые пытались сбежать в лес, расстреливали и бросали в огонь. Только за один день было сожжено 294 человека и угнано в Германию 12 человек.


В деревне Волоки в годы оккупации проживала семья Василия Карася, командира партизанского отряда. Софью, его жену, полицаи постоянно таскали на допросы и избивали. Однажды эти звери во главе с организатором массовых расправ, начальником полиции Хойников Александром Ермольчиком, пришли в дом к женщине, где она жила с пятью дочерьми. Бабушку девочек Агафью Ерашок с хаты выгнали, но бедная сельчанка спряталась и увидела страшную картину, о которой потом вспоминала с ужасом: «Дети сильно плакали, а старшая причитала: «За что вы, дяди, мою маму бьете?» Тут я увидела, как полицейский принес откуда-то мою внучку Нелю и ударил ее головой об угол дома…»


Бабушка потеряла сознание, а когда очнулась, в доме уже никого не было, только во дворе солома прикрывала кровь. Трупы Софьи и девочек полицаи вывезли на подводе в неизвестном направлении.

— В деревне Вить (ранее — Гноев) в ноябре 1942 года оккупантами было схвачено около 40 человек. Их вывезли на колхозный двор для расправы, — рассказывает Вероника Архипенко. — Детей накалывали на штыки и бросали в колодец. Комиссией по расследованию преступлений, совершенных оккупантами и их пособниками, было установлено, что в колодце на колхозном дворе находилось около 30 трупов, так же были обнаружены две ямы с убитыми. В Рудном двух человек утопили в резервуаре с керосином. В Тульговичах мирных жителей и партизан бросали в реку и расстреливали. И таких примеров, к сожалению, огромное количество.

«Страшно не было»

Василия Гордиенко против его воли тоже хотели сделать полицаем, а стал он в итоге одним из тех героев, которые приблизили освобождение Хойникского района. Сейчас ему без нескольких дней целый век, а тогда только начиналась его взрослая жизнь. Предатели, обиженные советской властью, уходили в полицаи. Юного Василия пытались завербовать, но спас отец, договорившись со служившим в полиции соседом, чтобы сына сочли негодным. 

Василий Гордиенко.

В 1943-м фронт под натиском Красной армии приближался с каждым днем, оккупанты зверели, жгли деревни. Василий Семенович вместе с пятью приятелями ушел в партизаны. Был проводником диверсионных групп, ходил в разведку, доставлял сведения о передвижениях вражеских частей. Его отряд участвовал в разгроме немецкой автоколонны под Хойниками, вывел из строя участок железной дороги. Благодаря этому в Германию не ушел состав с пленными.

— Мне было 17—18 лет, но, несмотря на возраст, страшно не было, — вспоминает ветеран. — А чего бояться? От беды не спрячешься. Оккупанты убивали и мирных жителей, беззащитных женщин и детей. Мы шли на задание или в бой, не думая о том, что погибнем.

Уже потом Василий Гордиенко присоединится к действующей армии, будет освобождать Беларусь и другие страны, станет очевидцем встречи на Эльбе и дойдет до самого Берлина. А в ноябре 1943-го он сам с благодарностью встречал освободителей. 

Два дня назад в его родной деревне Кливы установили мемориал в честь воинов Красной армии, погибших на этой земле во время Великой Отечественной войны. На памятник собирали всем миром, здесь не позволяют исчезнуть памяти о героях, которые принесли сюда свободу и остановили нацистское безумие.

Бои продолжались до конца ноября

21 ноября 1943 года партизанский отряд имени Суворова встретился с частями Красной армии в районе деревни Рашев. Навели переправу через болото длиной 600—700 метров, участвовали во взятии дороги Хойники — Речица, были проводниками к деревням Небытов, Великий Бор, Авраамовская, Моклище передовых частей. Немного позже с Красной армией соединился отряд имени Чапаева. Партизаны передавали бойцам ценные разведданные о расположении противника. 

Сами Хойники отбили у врага 24 ноября силами 519-го стрелкового полка 68-й танковой бригады 55-й стрелковой дивизии и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Последний сыграл решающую роль: его стремительное и внезапное наступление посеяло панику среди врагов.
Кавалеристы, освобождавшие Хойники, в первую очередь потушили горящую мельницу на окраине. Сохранившееся зерно раздали жителям. Практически почти одновременно со стороны Небытова в Хойники вошел партизанский отряд имени Суворова. А после был митинг на Базарной площади, где официально объявили об установлении советской власти.

 Но часть района еще оставалась оккупированной, бои не прекращались. Навсегда в истории останется такой эпизод. У деревни Княжица в бою был подбит танк командира танкового взвода гвардии лейтенанта Владимира Колесника. Целых 12 часов до последнего вздоха экипаж отбивал атаки врага и нанес ему ощутимый урон.  

Герой Советского Союза Владимир Колесник похоронен в Хойниках. Город стал последним пристанищем для многих героев, отдавших свои жизни за свободу этого края. В братской могиле похоронен 561 человек из числа военнопленных, партизан и подпольщиков, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками на территории Хойникского района в 1941—1943 годах. Возле установленной здесь скульптуры солдата накануне прошел митинг, посвященный 80-летию освобождения этих земель. 


Местная жительница Людмила Смольская участвовала в исторической инсценировке, играла роль вдовы бойца, рассказывающей своему внуку о его героическом дедушке. 

— Для меня участие в таких торжествах — честь, — признается собеседница. — Мой дедушка Николай Чекан был одним из тех, кто освобождал Хойникский район. А после войны он своим трудом отстраивал разрушенный город.

От мемориала представители предприятий, организаций, местные жители прошли памятным шествием по улице Колесника символические 910 шагов. На площадке у центра культуры состоялась патриотическая акция «На пути к Победе!». С 23 сентября копия Знамени Победы переходит от одного населенного пункта другому, в том порядке, в каком в 1943 году освобождали от нацистов белорусские населенные пункты. Эстафету от Хойникского района получила Корма. 



valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter