«Театр мое служение»: оперная певица Татьяна Третьяк рассказала о своем пути в искусстве и раскрыла секрет молодости

На днях солистка Большого театра Беларуси Татьяна Третьяк пережила волнительное и радостное событие:


Для меня был настоящий сюрприз, когда в семь утра мне написала специалист по связям с общественностью Елена Балабанович: «Я тебя поздравляю!» а я даже не поняла, с чем и почему! И только заглянув в телеграм-канал Большого театра, я узнала, что удостоена звания заслуженной артистки Республики Беларусь.

В жизни Татьяны уже были награды: и дипломы международных конкурсов, и в 2002 году почетный знак Министерства культуры, и в 2014 году медаль Франциска Скорины. Но ничто не сравнится с почетным званием, которое заслужил всей своей жизнью.

Конечно, я испытываю огромное чувство благодарности оттого, что мой труд, моя работа в театре получила оценку со стороны государства, говорит она. Конечно, приятно! И я, наверное, еще до конца не осознаю. Но знаешь, когда я гастролирую за границей, когда выступаю за рубежом, я же всегда представляю свою страну, свой театр, и для певца жизненно важно, чтобы его ценили именно на родине.

Случайно или неслучайно, но нынешним летом Татьяна отпраздновала четвертьвековой юбилей важнейшего события в своей сценической жизни.

В 1996 году мне разрешили сдать госэкзамен на сцене нашего театра, рассказывает она. Я пела Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» с блистательной певицей Надеждой Губской. Она была моей Графиней. Дирижировал Михаил Синькевич. Спектакль прошел удачно, и мне дали второй спектакль, и он уже был моим прослушиванием непосредственно в театр.

Это не был ее первый выход на сцену Большого в качестве солистки:

В 1993 году, когда я была студенткой второго курса, мы с Эллой Рыжанович пели маленькие партии Бригиты и Лауры в премьерном спектакле «Иоланты» в постановке Вячеслава Цюпы. Там было два спектакля — дневной и вечерний. Мы пели в дневном…

Конечно, я этот спектакль прекрасно помню!

Вот тогда я впервые вышла на сцену! продолжает Татьяна Третьяк свой рассказ. Конечно, тогда еще не было официальной стажерской группы, и никто нам денег не платил, но мы были счастливы!

Несмотря на кажущуюся легкость, ее путь на сцену вовсе не был усыпан розами. Начинала она как пианистка. После фортепианного отделения Брестского музыкального училища и Белорусской государственной консерватории она пришла концертмейстером в Большой театр и в этом качестве очень быстро завоевала авторитет. Ее любили и певцы, и дирижеры, она великолепно справлялась с самыми сложными оперными клавирами и очень многое могла подсказать.

И когда она поступила в консерваторию в класс замечательной певицы, заслуженной артистки БССР Людмилы Яковлевны Колос, кто-то лишь иронически хмыкнул, а кто-то злобно шипел по углам: «У нас уже и концертмейстеры поют!»


Беспокоилось и начальство. Было ясно, что найти замену Татьяне как концертмейстеру будет непросто.

Наш директор Сергей Альбертович Кортес очень не хотел, чтобы я уходила с должности концертмейстера, продолжает свой рассказ Татьяна. Поэтому даже после того, как меня взяли на работу певицей, я какое-то время еще работала на полставки концертмейстером.

Тем не менее, ей очень быстро удалось доказать свое право на профессию.

У меня практически не было маленьких партий, — признается она. Меня брали, как говорилось в те времена, на первое положение. После Сюзанны я спела Памину в «Волшебной флейте», дальше была Виолетта в «Травиате», а потом были счастливые для меня гастроли в Германии, в Швейцарии, счастливые встречи с великолепными певцами, дирижерами...


В итоге она исполнила все партии, доступные для ее голоса, какие были в репертуаре театра, за исключением разве что Иоланты.

Мне грех жаловаться, говорит она. У меня было около тридцати партий. Начав с лирического репертуара, я дошла до Аиды, Леди Макбет и Саломеи. Считаю, что можно этим гордиться!

И сейчас она готова продолжать это движение вперед:

Когда-то я подготовила партию Абигаиль в «Набукко», но так ее и не спела. Если будет новая постановка, с удовольствием в ней поучаствую! У меня подготовлена партия Тоски…

Кроме вокальных достоинств, Третьяк еще и замечательная актриса. Красивая, высокая, с тонкой талией, очень эффектно выглядящая на сцене… И этот свой сценический облик она пронесла через годы.

Спрашиваю, помогает ли в этом спорт.

Я люблю ходьбу. Одно время посещала тренажерный зал, но большая занятость, ненормированный рабочий день не позволяют регулярно этим заниматься. Сейчас увлеклась йогой. На собственном опыте поняла, что занятия в тренажерном зале создают напряжение мышц, а расслабление не наступает. А йога мне как раз и понравилась тем, что в ней, помимо напряжения, есть и расслабление.

А еще Татьяна очень любит читать:

Дома я читаю исключительно в бумажном варианте, а в электронном только когда выезжаю на гастроли, чтобы не тащить лишний груз. Книги беру в библиотеке. Раньше я думала, что в библиотеку ходят только школьники и пенсионеры, но ты не представляешь, сколько там людей! Причем не только женщины, но и мужчины. Даже записываются в очередь на какие-то интересные книги.


Концерты, спектакли, преподавательская работа в консерватории, руководство квинтетом «Серенада»… Может быть, в этом и кроется секрет ее молодости?

В любом случае, самым важным для заслуженной артистки Татьяны Третьяк остается Большой театр. Она живет его радостями и печалями, и ей больно, когда кто-то из коллег срывается в суету, изменяет своей профессии.

Театр мое служение, с гордостью говорит она. Мы должны молиться на эти стены, ведь они освящены поколениями великих артистов. Они передали нам эстафету и завещали служить в этом храме искусства, умножая своим трудом его славу. Для меня это огромная ответственность и огромная честь. Очень надеюсь быть ее достойной!




juliaandr@gmail.com

Фото из личного архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter