Источник: Знамя юности
Знамя юности

Татьяна Плетнева: мечтаю о квартире... и о главных ролях

Зритель ее больше знает как актрису эпизода, хотя у нее есть и главные роли в кино. Не ставила цели «кровь из носу» добиться любви и популярности у зрителей, народная любовь пришла сама. В первую очередь ее пленяло само кино, возможность перевоплощаться, примерять разные характеры и амплуа, при этом оставаясь собой. О любви к кино, о том, как сложно быть комедийной актрисой, о своих мечтах «Знаменке» рассказала актриса Татьяна Плетнева.



-Татьяна, вас сейчас можно увидеть практически в каждом фильме, что идет по телевизору. Вы самая настоящая королева эпизода. Как долго шли к своей популярности у зрителей и востребованности у режиссеров и продюсеров?

– Актерская профессия дает возможность прожить сотни жизней, и я всегда стремилась реализовать это на практике. Сегодня я бабушка на скамейке, а завтра – императрица Екатерина, простой следователь или повзрослевшая Золушка. Слышали выражение: «Актер не профессия, а диагноз»? Это про меня. Вкладывая душу в роли, мне удалось донести свою искренность и заинтересовать сначала до режиссеров, потом до моих уважаемых зрителей, ну и, как следствие, все это вкупе с моими внешними данными стало интересным и для продюсеров. Впрочем, нет предела совершенству, и мне есть куда расти.

– Ваше первое образование – экономист, вы окончили технический университет. Почему решили сделать такую рокировку в своей жизни и стать актрисой?

– Быть актрисой – это моя заветная детская мечта. Хотела ей стать буквально с трех лет. Но человек предполагает, а Бог располагает. Когд­а окончила школу, были лихие 1990-е, вся киноиндустрия в упадке, идти в актерское мастерство без опыта, крыши над головой и грош­а в кармане могли себе позволить только безрассудные романтики, к которым в то время я себя не отно­сила. Поэтому из трех самых востребованных в тот период профессий – юрист, бухгал­тер, экономист – я выбрала последнюю. Работала в госслужбе ве­дущим экономистом, затем начальником службы персонала, но тяга к прекрасному во мне победила! Так вышло, что спустя девять лет после окончания института на одном из курсов повышения квалификации, частью которых была творческая лаборатория, судьба свела меня с преподающим на них режис­сером театрального вуза. Та заприметила мои актерские способности, и через две недели, когда закончилась лаборатория, на самом последнем занятии я набралась смелости, подошла к преподавателю и спросила: «А вот если бы все-таки после школы я попробовала поступать в театральный институт, был бы у меня шанс?» Она внимательно на меня взглянула и молвила: «Ну, конечно, это лотерея, но шансы были бы». Нельзя сказать, что это сильно подняло мою самооценку, но точно дало импульс для развития в творческом направлении. И буквально сразу же со мной приключилась мистическая история. Я проводила поиск персонала на сайтах в интернете, и на одном из них выскочила реклама: «Приглашаем вашего ребенка сняться в сериале «Старшеклассники». Я решила сходить туда с дочкой на пробы, и так получилось, что и она сыграла во всех трех сезонах, и меня тоже попросили поучаствовать в съемках. Одновременно с этим я увлекалась любительским театром. Начала сниматься в кино и через год, когда уже поставили спектакль, поступила в театральный. Так я и жила: училась и параллельно снималась.


– Оправдались ваши ожидания от актерской профессии? Какую цель ставили перед собой, поступая в театральный?

– Конечно, в большинстве своем ожидания оправдались: я могу себя реализовать в том, что мне интересно, переживать разные судьбы. В плане трудозатрат, режима работы – примерно так все себе и представляла. Труднее всего оказалось переживать простои, отсутствие знаковых работ и ролей. Сейчас я в процессе достижения своей главной цели – стать культовой фигурой мирового кинематографа. Даже если достигну ее посмертно лет в 130. Очень хочу, чтобы я уже не ассоциировалась у поклонников только с эпизодами, притом что у меня есть несколько главных ролей и награды за лучшую женскую роль, а стала наконец востребованной супермедийной актрисой.

– О чем мечтает актриса Татья­на Плетнева?

– Мечта любой актрисы – играть, играть как можно чаще и как можно более разнообразно. О чем еще? О квартире. Но, конечно же, на первом месте – игра в главных ролях. Неважно, каких персонажей: хоть сказочных, хоть инопланетян, хоть классических героев. Наверное, я непло­хо бы смогла показать ха­рактер королевы Гертруды. Но при этом не ограничиваю себя какими-то рамка­ми, главное – быть востребованной, и тогда любые твои мечты будут реали­зованы.

– Говорят, заставить зрителя заплакать легче, чем засмеяться. Это так?

– Именно. Многие актеры предпочитают играть драму, потому что комедия – сложный жанр. Но мне комфортно и органично и в комедии, и в драме. Заплакать зритель может из-за ситуации, из-за хорошо прописанного сценария и реализованной режиссерской задумки даже при посредственной игре актера, а вот рассмешить, конечно, сложнее. Здесь включается природный магнетизм. Без божьего дара с напылением опыта игры на съемочной площадке, общения-обучения с мастерами советского кино и режиссерами результата не будет.

– Что для вас значит быть актрисой? И почему многие не считают это работой?

– Быть актрисой – это стиль жизни. Это умение и возможность реализоваться перед камерой на съемочной площадке так, чтобы потом все ахнули и восхитились. Я очень люблю играть. Мне это доставляет истинное удовольствие. Многие не считают актерскую игру работой, потому что думают: ну что тут особенного – покривляться перед камерой? Сейчас же у любого есть телефон, и каждый может что-то снять в стиле капустника, и смотрите – раскручиваются! Но большинство из тех, кто фыркает в сторону актеров, пред­ставителей других творческих профессий, не понимают и не представляют, насколько трудозатратно и эмоционально сложно проживать чужую жизнь. И вроде мешки не ворочал, но экспрессивная составляющая выматывает сильнее, чем силовые нагрузки. Подключая эмоции, вытягиваешь зачастую все силы, иначе не получится хорошей работы, чтобы люди смогли смотреть и сопереживать, не посчитав сделанное тобой липой и халтурой.

– Вы одновременно сотрудничаете с несколькими театрами, а ведь режиссеры – народ непростой. Как удается со всеми находить общий язык?

– Начнем с того, что я неконфликтная, могу найти общий язык с любым. Актеру априори нужно принять стиль работы режиссера, ведь у каждого из них разный подход, свое видение, новшества и прозрения. Так что нужно просто быть открытой к экспериментам и принимать то, что хочет режиссер. Он творец, а я его инструмент, воплощающий режиссерскую задумку.

– Верите ли вы в приметы?

– Мое отношение к приметам сложно определить однозначно. Тут как ромашка, «верю – не верю». Поясню. Вот, например, если упал текст роли, то надо обязательно на него сесть, иначе успешного воплощения образа не будет. Я тоже попадала в такую ситуацию и сначала не воспринимала эту примету всерьез, но, когда на прогоне язык начинал заплетаться или я путала слова, волей-неволей пришлось поверить в этот знак. И в то же время если текст роняла не я, а кто-нибудь другой – режиссер или партнер, и примета, вроде как должна была сработать, а никаких накладок не происходило. С тех пор на текст роли, когда он падает, не сажусь. Но примету о том, что, пока не отыграны все сцены игрового дня, нельзя отрывать листы из «выборки», свято блюду до сих пор.

– Бытует мнение, что актриса обязательно должна быть невероятно красивой, а если женщина не соответствует киноэталонам, то пробиться и тем более удержаться в профессии не получится. Вы дама фактурная. Были опасения, что вас не заметят?

– Пробиться и удержаться в профессии не получится, если у тебя нет таланта и ты не сможешь зацепить зрителя, режиссера, сыграть­ся с партнером. А внешность? Это мое богатство! Фактура хороша и сама по себе, и тем более когда есть не только она, но и то­лика таланта.

– Многие вас знают по клипу Артура Пирожкова «Зацепила». Это был первый подобный опыт? С кем еще из артистов сотрудничаете? И чем работа в клипе отличается от работы в кино?

– Нет, это был не первый опыт. До этого я снималась в вирусном ролике «Танцующие продавщицы». Было снято 12 таких видео с разными людьми, но выстрелил только мой, и мне даже вручили «Народный Оскар» за лучшую главную роль. До работы с Пирожковым у меня был уже значительный багаж съемок в фильмах и сериалах и около 15 ролей в клипах. Это и Батишта, и Брендон Стоун, и Сати Казанова. Я снималась и у Павла Воли, и с Юрой Шатуновым, и в клипе Эмина Агаларова. Мой личный вклад в отечественную поп-индустрию на сегодняшний день – это около 40 работ. Отличается ли съемка в видеоклипах от кино? Честно говоря, не сильно. Клип – ведь это, по сути, тоже кино, только меньше раз в надцать. А труда хватает и там и там.

В клипе Артура Пирожкова «Зацепила»

– Где сейчас можно вас увидеть? В каком проекте заняты? И не планируете ли сняться в популярных телешоу?

– Мои зрители могут увидеть меня как в программах на телевидении, так и в различных сериалах и фильмах. Это пока секрет, не могу раскрывать информацию о новых проектах до их официального выхода, но намекну, что скоро появлюсь в клипе одного из известных исполнителей и в сериале «Леночка Касаткина», который ждет своего запуска. Всех сериалов, которые в запуске, к сожалению, не помню. Не то чтобы память девичья, просто список пополняется, и съемки могут уже закончиться, а к показу дата еще не определена. Да, конечно, я планирую участвовать в популярных шоу, но там тоже есть ограничения по анонсам их программ. А в целом я всегда открыта для новых предложений.

– Татьяна, за время актерской карьеры были мысли сменить имидж, амплуа?

– Были такие мысли, конечно. Вот, например, я постоянно хочу постричь волосы, но вспоминаю о том, что могут быть исторические картины, и отметаю эти мысли. В принципе мне грех жаловаться, у меня очень широкий спектр ролей. При необходимости мой имидж и амплуа меняет картина, то есть грим и костюм проекта. Для этих целей я и париками могу воспользоваться, и костюмеры мне помогают создать новый имидж и поменять амплуа. И в целом если рассмотреть, то я и комедийная, и драматическая актриса. В том и прелесть моей актерской профессии, что за одну актерскую жизнь можно прожить тысячи судеб.

– Многие кинодеятели успевают совмещать работу с огромным количеством увлечений. Какое хобби приносит вам удовольствие?

– Крестиком я не вышиваю, и лобзиком не выпиливаю. Мне нравится такой совет: сделайте хобби своей работой, и вам не придется трудиться ни одного дня. Впрочем, я не безнадежна: люблю заниматься фотографией, открывать новые способности своего котика, например, он уже знает слово «гулять», и стоит постучать по плечу, как сам запрыгивает туда, и так мы идем на прогулку. Практичное хобби: запустить марку со своим мерчем, чтобы было универсально для всех. И все-таки, как гласил лозунг советских времен: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». И я с этим согласна!

ТАТЬЯНА ПЛЕТНЕВА

Родилась: 22 июля 1977 года в городе Воткинске, Удмуртия

Образование: в 1999 году окончила Ижевский государственный технический университет, факультет экономики. В 2010-м – Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества в Санкт-Петербурге, факультет театрального искусства

Семья: дочь

Карьера: актриса театра, кино и телевидения, член Гильдии актеров кино России. Имеет приз Международного фестиваля «Новый горизонт» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Практическая магия» и «Народный Оскар» за рекламу «Танцующие продавщицы». Известна по роли в клипе Артура Пирожкова «Зацепила», по сериалам «Кровинушка», «Мамочки», «Интерны», «Чикатило» и другим
Марина Дорошева (специально для «ЗН»),

фото из личного архива Татьяны Плетневой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter