На следующей неделе в центре внимания ведущих проекта «Кадры жизни» на «Беларусь 3» — два первомайских именинника, народных артиста, чья профессиональная жизнь тесно связана с судьбой страны. В праздничный день 1 Мая в гостях популярной программы — прима Белорусского государственного академического музыкального театра Наталия Гайда, которая в День труда отмечает красивый юбилей — 85 лет! О том, повлияла ли дата рождения на ее характер, помогла ли на сцене редкая фамилия и как получилось, что Наталия Викторовна стала примой не российской, а белорусской сцены, артистка расскажет в 14:20. В этот же день будет шанс услышать множество занимательных историй от известного театрального и кинорежиссера Александра Ефремова, которому исполнится 73. Начало — в 23:30.
В 50 лет Наталия ГАЙДА сама отказалась от ролей юных героинь, которые первый раз влюбляются.
«Наталия, спустись на землю»
Наталия Гайда — из тех редких артисток, которые никогда не скрывали свой возраст. Более того, признается певица, сейчас она им даже гордится.— Я по-прежнему участвую во многих спектаклях, общаюсь с людьми, интересуюсь жизнью, постоянно влюбляюсь в кого-то или во что-то: в людей, музыку, профессионализм. А еще я по-прежнему любопытна и любознательна. Все это заставляет не задумываться о цифрах и возрасте, а просто жить дальше, — делится простой жизненной философией Наталия Викторовна.
Артистка родилась 1 мая, в День труда. И кажется, дата рождения действительно повлияла на ее характер: коллеги часто говорят о ее фантастическом трудолюбии.
— Знаете, в детстве мне казалось, что все вокруг празднуют мой день рождения. Демонстрации, шарики, флажки — и все это только для меня. Хотя когда узнала, что это всесоюзный праздник, ничуть не расстроилась. Ведь его вместе со мной отмечала вся страна! А насчет характера и трудолюбия… Никогда об этом не задумывалась. Моих музыкальных способностей никто из взрослых долгое время не замечал, я сама себя развлекала. Помню, в детском саду меня даже на радио позвали, я там пела что-то по-казахски… Сейчас объясню. Я родилась в Свердловске, но папа был геологом, поэтому мы часто переезжали. В детский сад и начальную школу я пошла в Семипалатинске (сейчас это город Семей в Казахстане), а окончила в Иркутске. И везде пела и танцевала, но мечты стать артисткой не было вплоть до 9-го класса. Как раз тогда один из преподавателей во Дворце пионеров обратил на меня внимание: «Наташа, вам надо поступать в консерваторию, у вас есть голос». Мама отнеслась к этой идее более чем прохладно: «Ой, Наталия, ну куда с твоим курносым носом в консерваторию? Спустись на землю, не быть тебе артисткой».
Но вопреки всем и всему она стала примой — правда, не российской, а белорусской сцены. В Минск Наталия Викторовна перебралась вслед за мужем, известным баритоном Юрием Бастриковым.
— К тому моменту мы с Юрой пели ведущие партии в Свердловском театре оперы и балета. И вот он узнал, что минский оперный театр объявил конкурс на баритона. Юра его выиграл. «Натик, такой красивый город!» — это было первое, что он сказал мне по телефону. Был май, в городе цвели каштаны, которых ни я, ни Юра никогда прежде не видели. У нас на Урале их просто не было! Вдвоем мы приехали в Минск уже осенью, и город очаровал меня с первых минут… — вспоминает певица.
Ближе к звездам
Александр Ефремов — автор картин, которые любят. «Экзамен на директора» и «Наш человек в Сан-Ремо». «Поводырь» и «Дунечка». «Рифмуется с любовью» и (неожиданно!) «Снайпер: Оружие возмездия». Даже когда он снимает фильмы о войне, получается все равно о любви. «Потому что если ты делаешь кино, где рассказывается история красивого благородного человека, то и снимать нужно так, чтобы его полюбили другие», — говорит народный артист Беларуси. В девяностые, когда изменилось все — страна, отношения, общество, Ефремова спас театр. И сегодня он по-прежнему в работе: читает, выбирает, контролирует, репетирует. Но страна могла бы и не узнать Ефремова-режиссера: как и все мальчишки, чье раннее детство пришлось на 1960-е, он мечтал о космосе и звездах.— Первое, что вспоминается из детства — полет Гагарина в космос. Хорошо помню тот апрель: было прохладно, еще снег лежал. Наш дом выходил окнами на платформу, где останавливались электрички, и 12 апреля 1961-го я бежал вдоль этой платформы и кричал: «Наш человек в космосе!» А потом оступился, упал и ударился головой... Но было смешно и совсем негрустно. Наоборот, счастье меня переполняло невообразимое. И вот тогда, в десять лет, я точно решил, что буду космонавтом. Это желание являлось приоритетным, пока не выяснилось, что у меня слабое зрение. А таких не берут в космонавты. Поэтому появились другие ориентиры, — рассказывает Александр Васильевич.
В 10-м классе Ефремов узнал, что существует ВГИК. Когда пришло время поступать, отправил свои работы на предварительный творческий конкурс. Обратно пришло уведомление: «Будем рады видеть ваши работы в следующем году. В этом году они не были оценены соответствующим образом, чтобы допустить вас к экзаменам». В 1971-м будущий режиссер все же поступил. А спустя шесть лет, в 1977-м, вышла его дебютная картина «Большая любовь Чередниченко Н.П.», где главные роли сыграли Александр Калягин и Евгения Глушенко. Сегодня в фильмографии Ефремова более двух десятков картин и безусловная любовь зрителей и коллег.
leonovich@sb.by