— Моя заветная мечта — чтобы все дети на Земле были здоровы. Сдавая кровь и плазму, иной раз размышляю: например, если б можно было, чтобы подключили меня к ребенку, больному ДЦП, моя кровь через него прошла — и он исцелился, — представляет себе Дмитрий. — Увы, это все фантазии…
Пусть и фантазии, но неодолимая тяга к спасению других жизней движет гомельчанином. Он уже согласился быть донором костной ткани: если кому-то срочно понадобится — Дмитрий готов. На идею сдавать кровь натолкнула статья в прессе: прочел, проникся, да еще подобный опыт был у младшего брата. И сам Дмитрий как-то участвовал в заборе крови, когда с этой целью приезжали на предприятие, где он работает. Так что его данные в Гомельском центре трансфузиологии остались, нужно было лишь оповестить о своем намерении. На первом месте для него, конечно, помощь людям, да и бонусы, предусмотренные государством, немаловажны. Особенно дополнительный выходной, который можно присовокупить к отпуску. В основной день, когда идет забор крови, пациент тоже от работы освобождается. Два этих дня оплачиваются центром трансфузиологии.
Примерно раз в три месяца по звонку отправлялся в центр трансфузиологии, но… неожиданно заболел, поднялась температура. Вызвал врача на дом, открыли бюллетень и назначили антибиотики — стало лучше. Потом снова состояние ухудшилось, начался жар, флюорография показала правостороннюю пневмонию.
— К тому же перестал различать запахи, чувствовал только резкие. Еще пропал аппетит, не хотелось пить. Забрали меня в больницу, сделали тест — подозрение на коронавирусную инфекцию подтвердилось. На больничной койке провел 12 дней, плюс больше двух недель дома. А тут как раз по графику требовалось сдавать кровь. Когда позвонили, сообщил печальную весть. После выздоровления попросили принести выписку из амбулаторной карты. Так и сделал, а экспресс-тест показал, что болезнь побеждена, иммунитет восстанавливается, а главное — антитела высокого качества, — вспоминает Дмитрий.
Ему предложили сдать плазму. Поначалу опасался, как все пройдет. Но врачи объяснили, что ей можно лечить людей в тяжелом состоянии. А принцип забора привычный, только из крови отдельно вычленят плазму. Согласился.
Сегодня Дмитрий Касьян чувствует себя хорошо, говорит, полон сил и энергии. Сравнивая свое состояние полтора года назад, когда впервые поделился кровью, и сейчас, различий не замечает. Ведет здоровый образ жизни, на работу ездит на велосипеде. Вес долгие годы на одной планке — 90 килограммов. Еще играет в хоккей.
— С сентября с ребятами начнем новый сезон, уже сформировалась своя команда, собираемся раз в неделю в ледовом дворце в экипировке, как положено. Дома к матчам готовлюсь, катаюсь на роликах, балуюсь с клюшкой и шайбой. А еще моя любовь — рыбалка. Лично сам словил сазана на 5 кило с лишним. Выбираемся с друзьями на карпфишинг. Если рыбка клюнула — наши обязанности распределены: один сматывает спиннинг, другой тянет улов, третий спускает лодку на воду. В этом году так тащили сазана весом почти 9 кило. А потом чистим рыбу на побережье, жарим шашлыки…
Дмитрий восхищается благодатной природой — озера и реки на Гомельщине необыкновенные, чего стоит одна Припять! Касьяны обожают кататься на велосипеде. В семье подрастают две дочери: одиннадцатилетняя Алина и Лиза четырех лет. В Гомеле обзавелись квартирой в кредит под 5 процентов, в очереди стояли совсем недолго.
НО не все так гладко у счастливой семьи, как кажется на первый взгляд. Старшая дочь родилась с пороком сердца. Ей провели шунтирование через основную артерию и дали I группу инвалидности, год девочка была на реабилитации. Сейчас, слава богу, все восстановилось. Она занимается танцами, катается на велосипеде и коньках, но каждые полгода обследуется у кардиолога. Вполне возможно, личные трудности с собственным ребенком, признается папа, и сподвигли на благородный шаг — делиться своей кровью. Да и вообще в трудную минуту всегда спешить на помощь. Однажды пытался спасти жизнь тонущему парню.
— Когда начал подплывать, его уже спасал другой очевидец. Вместе вытянули на берег, но тот успел нахлебаться воды, — переживает сегодня Дмитрий. — А на днях в другом форс-мажоре участвовал — спас ногу друга. Ее придавило дверью машины, которая из-за сломанной коробки передач прижалась к дереву. Сам оттолкнуть не смог — побежал звать других. Впятером сдвинули авто с места и вызволили товарища.
Жену Дмитрий все же уговорил стать донором плазмы. Тем более группа крови у нее редкая — первая отрицательная.
— Помню, когда впервые сдавал плазму, рядом сидела девушка с первой отрицательной группой и врачи между собой говорили, что таких доноров мало. Жена боялась, но убедил в благородности и правильности такого поступка. Тем более сверхусилий никаких не требуется. За день-два до процедуры, в зависимости от обмена веществ, достаточно соблюдать диету из конкретного перечня продуктов. Ем в эти дни гречку, отварную куриную грудку, яблоки и пью воду. Чтобы восстановиться после, больше потребляю жидкости, да и сам организм требует. В меню сладкий чай, аскорбинка, сладости, ограничений особых нет. Только одно условие — чтобы было вкусно, а это условие всегда соблюдается: жена готовит отменно.
Дмитрий Касьян — вентиляционщик в «Гомельпромстрое», главное в его работе, помимо знаний, — быть ответственным и соблюдать технику безопасности. Эти правила выполняет как на работе, так и в жизни.
basikirskaya@sb.by
Фото из личного архива Дмитрия КАСЬЯНА.