Бизнесмен из Лиды Сергей Жучкевич: «У рестораторов и фермеров одна проблема – они не могут найти друг друга»

Сыр и пир в Лидском замке

Ресторатор Сергей Жучкевич объединил вокруг себя фермеров со всего района

Использование ресторанами в своем меню фермерских продуктов — устойчивый тренд. Интерес к частным сельхозпроизводителям настолько вырос, что многие заведения общепита готовы платить больше за то, чтобы у них появились блюда «с грядки». Известный лидский ресторатор Сергей Жучкевич знает, как организовать эту работу на высшем уровне: у бизнесмена налажено сотрудничество с 15 фермерами района. У одних он покупает козье молоко для производства сыра, у других — «пальцем пханую», у третьих — свежую баранину для шашлыка. 

Сергей Жучкевич.

Из молока «счастливых» козочек

Именно благодаря молодому бизнесмену Сергею Жучкевичу гастрономические услуги в Лиде поднялись на новый уровень. Подтверждением тому — победа в республиканском конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинации «Услуги населению». 

— Еще в 1990-е годы, когда мне было 12–13 лет, сидел и мечтал об открытии кафе, где будут подавать блюда белорусской кухни. В нашей семье носителем старинных рецептов была прабабушка. Жаль, многие из них утеряны безвозвратно. Только спустя много лет, обретя большой опыт в сфере общепита, осознанно пришел к приготовлению аутентичных блюд из экологически чистой фермерской продукции. Стараемся использовать продукты, закупленные в частных хозяйствах Лидчины. Недавно начали выпускать сыры из молока «счастливых» козочек. В нынешнем году будем запускать дочернее предприятие по производству перепелиных яиц. 

Фермеры идут в ресторан

Сергею Жучкевичу важно объединить фермеров в своеобразный кластер. Уже более десяти частников готовы производить продукты на заказ. 

— Это даст им возможность на первоначальном этапе не испытывать проблем со сбытом, позволит быстро масштабироваться, не теряя времени на раскрутку, — уверен предприниматель. — Фермеры не могут «попасть» в рестораны, потому что они занимаются своим делом. Они не продавцы, и выстроить коммуникацию им сложно. Безусловно, организовать этот процесс не так просто. Нам требуется постоянное качество и гарантированный объем, и чем интереснее и уникальнее продукт, тем сложнее ситуация с обеспечением его регулярных поставок. Ресторан — не рынок. Нельзя каждый день продавать новую продукцию. Фермер, начинающий работу с общепитом, должен обеспечить заведение одинаковой продукцией еще и потому, что у ресторана есть меню, и оно не может постоянно меняться из-за отсутствия каких-либо продуктов.

Сергей Жучкевич реализует два новых проекта. Один из них — в Лидском замке. Ресторан «Кумпячок» бизнесмен посвятил своей прабабушке. 

— Как видите, полным ходом идет ремонт, и до его окончания нам необходимо выстроить логистику поставок фермерской продукции. Надеюсь, со временем это место станет по-настоящему знаковым и любимым лидчанами и гостями города. 

Овцы вместо газонокосилки

Один из самых перспективных фермеров для сотрудничества с общепитом — Олег Дычек. Лидчанин долгое время занимался ремонтом автомобилей на СТО, прежде чем с головой ушел в сельское хозяйство. Купили с женой хутор под дачу возле деревни Заборцы, поставили беседку, посеяли газон, а потом вычитали в интернете, что газонокосилку сможет заменить стадо овец. И закрутилось...

Олег Дычек.

— Сначала не знал, как подойти к этим животным, но со временем поголовье росло, поэтому встал вопрос: чем накормить? Четыре года назад решил оформить крестьянское (фермерское) хозяйство, чтобы самому производить высококачественные корма, а не покупать их втридорога. Сейчас у меня 90 гектаров земли, взятых под производство сена, сенажа, зерновых. Первым делом обеспечиваю своих козочек и овец. В перспективе планирую закупить гусей специально для совместного проекта с Сергеем Жучкевичем. Для меня важно, чтобы был заказчик, который будет перерабатывать произведенную продукцию на постоянной основе. Пока поставляю ресторатору козье молоко. Люди потихоньку начинают понимать, что лучше сегодня вложиться в качественные продукты, чем завт­ра — в аптеки. Скажу честно,  мое дело выгодное, однако на данном этапе практически все, что появляется в кармане, приходится вкладывать в покупку техники. Иначе на развитии можно будет поставить крест. 

Большой интерес

Заместитель председателя Лидского райисполкома Ольга Наройчик также отмечает повышенный интерес к выращиванию фермерской продукции:

— Число желающих самостоятельно производить сельхозпродукцию с каждым годом растет. Если пять лет назад в районе насчитывалось 45 фермерских хозяйств, то сейчас их более 70. В их ведении находится более 4 тысяч гектаров земли. 

В райисполком чаще всего фермеры обращаются за выделением дополнительных земельных наделов. Наиболее перспективными направлениями считаются животноводство и выращивание ягод, наблюдается тенденция к кооперированию по определенным направлениям. Кстати, в качестве фермеров выступают и зарубежные инвесторы. В прошлом году для реализации проекта «Цыбулька-Бел» немецкому бизнесмену выделено 400 гектаров земли. Для района это высокооплачиваемые рабочие места: до 50 человек, включая сезонных работников. Йорг Дорнау — крупнейший специалист в области выращивания лука в Германии. В течение трех лет аграрии из Лейпцига рассчитывают производить более 10 тысяч тонн лука в год. Это значит, что примерно каждая пятая луковица, выращенная у нас в стране, будет лидской. 

vrublevskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter