Использование ресторанами в своем меню фермерских продуктов — устойчивый тренд. Интерес к частным сельхозпроизводителям настолько вырос, что многие заведения общепита готовы платить больше за то, чтобы у них появились блюда «с грядки». Известный лидский ресторатор Сергей Жучкевич знает, как организовать эту работу на высшем уровне: у бизнесмена налажено сотрудничество с 15 фермерами района. У одних он покупает козье молоко для производства сыра, у других — «пальцем пханую», у третьих — свежую баранину для шашлыка.
Сергей Жучкевич.
Из молока «счастливых» козочек
Именно благодаря молодому бизнесмену Сергею Жучкевичу гастрономические услуги в Лиде поднялись на новый уровень. Подтверждением тому — победа в республиканском конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинации «Услуги населению».— Еще в 1990-е годы, когда мне было 12–13 лет, сидел и мечтал об открытии кафе, где будут подавать блюда белорусской кухни. В нашей семье носителем старинных рецептов была прабабушка. Жаль, многие из них утеряны безвозвратно. Только спустя много лет, обретя большой опыт в сфере общепита, осознанно пришел к приготовлению аутентичных блюд из экологически чистой фермерской продукции. Стараемся использовать продукты, закупленные в частных хозяйствах Лидчины. Недавно начали выпускать сыры из молока «счастливых» козочек. В нынешнем году будем запускать дочернее предприятие по производству перепелиных яиц.
Фермеры идут в ресторан
Сергею Жучкевичу важно объединить фермеров в своеобразный кластер. Уже более десяти частников готовы производить продукты на заказ.— Это даст им возможность на первоначальном этапе не испытывать проблем со сбытом, позволит быстро масштабироваться, не теряя времени на раскрутку, — уверен предприниматель. — Фермеры не могут «попасть» в рестораны, потому что они занимаются своим делом. Они не продавцы, и выстроить коммуникацию им сложно. Безусловно, организовать этот процесс не так просто. Нам требуется постоянное качество и гарантированный объем, и чем интереснее и уникальнее продукт, тем сложнее ситуация с обеспечением его регулярных поставок. Ресторан — не рынок. Нельзя каждый день продавать новую продукцию. Фермер, начинающий работу с общепитом, должен обеспечить заведение одинаковой продукцией еще и потому, что у ресторана есть меню, и оно не может постоянно меняться из-за отсутствия каких-либо продуктов.
Сергей Жучкевич реализует два новых проекта. Один из них — в Лидском замке. Ресторан «Кумпячок» бизнесмен посвятил своей прабабушке.
— Как видите, полным ходом идет ремонт, и до его окончания нам необходимо выстроить логистику поставок фермерской продукции. Надеюсь, со временем это место станет по-настоящему знаковым и любимым лидчанами и гостями города.
Овцы вместо газонокосилки
Один из самых перспективных фермеров для сотрудничества с общепитом — Олег Дычек. Лидчанин долгое время занимался ремонтом автомобилей на СТО, прежде чем с головой ушел в сельское хозяйство. Купили с женой хутор под дачу возле деревни Заборцы, поставили беседку, посеяли газон, а потом вычитали в интернете, что газонокосилку сможет заменить стадо овец. И закрутилось...Олег Дычек.
— Сначала не знал, как подойти к этим животным, но со временем поголовье росло, поэтому встал вопрос: чем накормить? Четыре года назад решил оформить крестьянское (фермерское) хозяйство, чтобы самому производить высококачественные корма, а не покупать их втридорога. Сейчас у меня 90 гектаров земли, взятых под производство сена, сенажа, зерновых. Первым делом обеспечиваю своих козочек и овец. В перспективе планирую закупить гусей специально для совместного проекта с Сергеем Жучкевичем. Для меня важно, чтобы был заказчик, который будет перерабатывать произведенную продукцию на постоянной основе. Пока поставляю ресторатору козье молоко. Люди потихоньку начинают понимать, что лучше сегодня вложиться в качественные продукты, чем завтра — в аптеки. Скажу честно, мое дело выгодное, однако на данном этапе практически все, что появляется в кармане, приходится вкладывать в покупку техники. Иначе на развитии можно будет поставить крест.
Большой интерес
Заместитель председателя Лидского райисполкома Ольга Наройчик также отмечает повышенный интерес к выращиванию фермерской продукции:— Число желающих самостоятельно производить сельхозпродукцию с каждым годом растет. Если пять лет назад в районе насчитывалось 45 фермерских хозяйств, то сейчас их более 70. В их ведении находится более 4 тысяч гектаров земли.
В райисполком чаще всего фермеры обращаются за выделением дополнительных земельных наделов. Наиболее перспективными направлениями считаются животноводство и выращивание ягод, наблюдается тенденция к кооперированию по определенным направлениям. Кстати, в качестве фермеров выступают и зарубежные инвесторы. В прошлом году для реализации проекта «Цыбулька-Бел» немецкому бизнесмену выделено 400 гектаров земли. Для района это высокооплачиваемые рабочие места: до 50 человек, включая сезонных работников. Йорг Дорнау — крупнейший специалист в области выращивания лука в Германии. В течение трех лет аграрии из Лейпцига рассчитывают производить более 10 тысяч тонн лука в год. Это значит, что примерно каждая пятая луковица, выращенная у нас в стране, будет лидской.
vrublevskaya@sb.by