В редакцию обратился Алексей Вацлавович из Скидельского района: «Часто езжу в столицу по работе. В последние пару месяцев заметил, что вдоль трассы Гродно — Минск стали устанавливать ограждения в виде сетки. Но ведь они мешают мигрировать диким животным. А недавно прочитал, что у нас планируется построить какие-то переходы для зверей. Это правда?»
Ограждения, о которых говорит наш читатель, появляются вдоль всех дорог республиканского значения, а также в местах, где живет много диких зверей. Цель их строительства — снизить число ДТП с участием животных на главных трассах страны. Эта проблема решается. Однако появилась новая — предстоит создать безопасные пути миграции через оживленные дорожные магистрали.
В Беларуси давно строятся подземные переходы для животных, которые предназначены для земноводных. Например, лягушек. Один из таких проектов реализован в Березинском биосферном заповеднике, где их обитает немало. Но крупные звери, например лоси и медведи, побоятся подземных туннелей и не пойдут туда.
А помогли бы в этой ситуации надземные переходы? За комментарием мы обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Консультант управления биологического и ландшафтного разнообразия ведомства Виталий Корейчук рассказал «СГ», что строятся дороги и другие объекты инфраструктуры с обязательным соблюдением Закона «О животном мире»:
— В соответствии с этим документом организации должны создавать сооружения, которые позволили бы диким животным свободно перемещаться. Строить такие переходы нужно там, где звери появляются чаще всего. Поэтому в конце 2016 года в НАН разработали целую схему основных коридоров миграции. Эта карта есть у всех организаций, связанных со строительством дорог.
Однако, по словам Виталия Маратовича, есть одна проблема — в природоохранном законодательстве не прописаны четкие требования и правила по возведению надземных переходов, поэтому их и не строят. Но она решается:
— В апреле этого года наше ведомство совместно с МВД и Минтрансом разработало комплекс мер о предупреждении ДТП с животными на дорогах. По этому документу БЕЛДОР НИИ поручили к концу 2019 года создать каталог типовых решений по строительству надземных переходов.
Однако даже после того, как инженеры предложат свои решения, вряд ли стоит ожидать их быстрого воплощения в жизнь. Для этого надо решить главный вопрос — найти финансирование под строительство надземных переходов, а это недешево.
avramenko@sb.by