Наиболее востребованы у гостей Беларуси сувениры, которые вызывают яркие ассоциации с местом приобретения. Такое мнение высказал в интервью пресс-службе Республиканского союза туриндустрии, опубликованном на сайте РСТИ, российский эксперт в области туризма, председатель правления Фонда развития общественных связей Region PR, председатель Наблюдательного совета Национальной ассоциации специалистов событийного туризма, основатель Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» и других профильных конкурсов Геннадий Шаталов.
— Есть два краеугольных камня для любого турпродукта: позиционирование и продвижение, — напомнил эксперт. — Это наша общая с Беларусью проблема. Начинают рассказывать про маршрут, какой он хороший, но очень мало говорят об особенностях и преимуществах по сравнению с другими. Поэтому всегда говорю спикерам: выделите топ-3 фишек, в чем вы самые-самые. Не надо про все рассказывать. Что касается продвижения, то большинство событий — ярких, красивых — не учитывают туриста как целевую аудиторию. Вы слышали, что в 130 км от Новосибирска проходит классное событие на берегу Обского моря, с музыкой, кострами, палатками? Приезжают жители соседних поселков, Новосибирска. Но никто не думал формировать программу с учетом туристов, раскручивать ее и продвигать. В итоге финансовые проблемы.
То же самое с сувенирами, считает Геннадий Шаталов:
— Местные жители не будут покупать мезенскую роспись — для них это обыденность. А я купил. Благодаря конкурсу «Туристический сувенир» многие мастера свое хобби в основной вид деятельности перевели. Шесть лет назад в Кузбассе был доступен только один вид сувениров — роспись углем, сегодня же там одно из самых больших сообществ мастеров в России. В 2016 году Гран-при получил магнитик с каплей тюменской нефти — это хит продаж до сих пор. И мастера признают, что многие идеи сувениров у них родились именно на конкурсе, что-то подсмотрели у коллег, адаптировали под себя, придумали легенду и запустили.
Эксперт убежден, что туристы тратят больше денег на сувениры, когда им предлагают качественные, аутентичные, самобытные, интересные изделия, которые четко работают на ассоциацию с местом, это уже нестандартная история.
— А вот из Витебска я привез лишь книгу Шагала «Моя жизнь» и маленький мольбертик без опознавательных знаков, — заметил Геннадий Шаталов. — В музеях были или неинтересные сувениры, или без упаковки, или большого размера — неудобно везти. В Минске в сувенирных лавках я тоже ничего не покупал. На кого рассчитан, например, слуцкий пояс стоимостью 15—20 тысяч российских рублей? Не надо весь пояс, надо кусочек — как память. Или почему на коробке конфет «Белорусочка» нет описания костюма, его отличительных черт, смысла орнаментов?
Специалист считает, что производители сувенирной продукции имеют возможность для совершенствования своего мастерства в том числе и благодаря участию в профильных конкурсах.
— Конкурсы помогают пройти «ошибки роста» на старте. Важна не награда, а опыт, — подчеркнул Геннадий Шаталов.
Фото с сайта РСТИ.