В Великобритании обанкротился город. Не завод или банк, что уже никого не удивляет, а город! И не какой-нибудь там Сент-Дэвис, в котором всего-то около 2 тысяч жителей. О своем банкротстве объявил Ноттингем, входящий в двадцатку самых крупных городов страны. А еще этот город, основанный, согласно летописям, в 600 году, считается одним из древнейших в Великобритании.
Как говорят городские власти, ускорили банкротство неподъемные выплаты на социальную помощь, инфляция и огромное количество бездомных. А основной причиной банкротства называют неудачу с проектом энергетической компании Environenergy, которая была запущена в 2020 году и с треском прекратила свое существование буквально через несколько месяцев. Поиграли власти Ноттингема в «экогород» – и вот результат.
Еще в 2014 году Ноттингемом было закуплено 50 электрических автобусов – радостно отрапортовали про экономию в 10 500 евро с автобуса в год за счет экономии топлива и обслуживания. А потом решили создать энергетическую компанию Environenergy, которая должна была получать электричество от сжигания отходов города и заряжать те самые электрические автобусы.
Дополнительное снижение выбросов углекислого газа заявили аж в 40% по сравнению с обычными дизельными автобусами. Но, видимо, забыли посчитать, сколько СО2 выделяется при сжигании отходов. Да и сами отходы требуют предварительной работы с ними, а это тоже затраты. В общем, проект работал ровно до того момента, пока не закончились деньги, которые выделял на все это ЕС. А тут очередные толпы мигрантов возникли – и трепетная забота о них опять из средств городского бюджета…
В сложившейся ситуации Ноттингем сократил до минимума все расходы, кроме выплат на защиту уязвимых слоев населения и финансирование госуслуг. А три депутата городского совета даже обвинили правительство Великобритании в проблемах города. Правда, остальные депутаты горсовета их не поддержали – они все еще выступают за дружбу с правительством. Видимо, на дотации рассчитывают. Потому что других вариантов предотвратить окончательный финансовый крах у Ноттингема не осталось.
Дефолт на уровне государства
Банкротство города как юридическое явление появилось в США, когда в 1934 году были внесены изменения в закон, который называется «Акт о банкротстве».
Самым известным и крупнейшим в истории США стало банкротство города Детройт. Банкротству предшествовал длительный период упадка города, связанный с проблемами в автомобильной промышленности США в целом. Кроме того, в городе еще с начала ХХ века полыхал межрасовый конфликт, который не удалось погасить и к началу нового столетия. В 2013 году долги города оценивались уже в 18–20 млрд долларов и местный муниципалитет объявил о финансовой несостоятельности города.
Сейчас города-банкроты – достаточно частое явление в США. Там даже поговаривают, что неплохо было бы разрешить банкротиться целыми штатами, но пока федеральное правительство успевает предотвращать настолько масштабные дефолты.
Процедура банкротства для городов существует не только в США. В Европе, например, по количеству обанкротившихся городов лидирует Италия. Там даже периодически поговаривают, что вот-вот случится самое крупное банкротство – Рим уже не раз оказывался на грани экономической несостоятельности. Но Вечный город пока устоял.
Не стала исключением и Великобритания. В сентябре банкротом уже объявил себя Бирмингем, второй по численности населения город в стране. Следом – Ноттингем. Всего с 2018 года о фактическом банкротстве заявили уже семь английских городов.
«Тревожно, что 30% городских советов Великобритании рассматривают вариант банкротства. При этом местные власти изо всех сил пытаются вытянуть бюджеты, но не всегда это удается», – пишут английские СМИ.
Вытягивать бюджеты стараются, конечно, за счет жителей: трясут местные пенсионные фонды, заставляя их снижать выплаты и делиться с городом, урезают расходы, в том числе, например, перестают оплачивать уборку города и вывоз мусора, распродают имущество, находящееся в муниципальной собственности, повышают цены и местные налоги и просят помощи у правительства.
Но на Даунинг-стрит те же проблемы. Согласно статистике, в прошлом году в страну въехали 1,2 миллиона человек, а выехали лишь 557 тысяч. Чистая иммиграция впервые превысила 600 тысяч человек в год, и это вдвое больше, чем показатели до пандемии. Всех мигрантов надо где-то селить, чем-то кормить, как-то содержать. Местные власти такое бремя самостоятельно не вытягивают и требуют дотаций, которых на всех не хватает. Население нищает и все чаще высказывает свое недовольство.
Англичан можно понять: словосочетание «цветущая Европа» в их стране стремительно приобретает новый смысл. Британия завалена мусором, в котором активно плодятся крысы, копаются толпы бомжей и очень дурно пахнет. Еще немного – и из цветущего там останется только плесень на помойке. А из перспектив – только банкротство всей страной. И дотациями ведь никто не поможет.