Перспективный рынок Африки
— Виталий Михайлович, предлагаю начать с события недавнего — государственного визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Зимбабве. Нельзя не заметить, что в центре внимания был в том числе белорусский трактор — состоялась церемония передачи около 900 единиц техники. Также в рамках визита подписан меморандум о стратегическом партнерстве с одной из ведущих компаний, который предполагает поставку не менее 3,6 тысячи тракторов. То есть если перефразировать, то многое уже сделано, но еще больше сделать предстоит?— Так и есть! В 2018—2022 годах Минский тракторный завод поставил в Зимбабве более 1,8 тысячи тракторов. Но важна не цифра сама по себе, а то, что в прошлом году впервые за последние полвека страна полностью обеспечила себя зерном. Вот это наилучший результат нашей совместной работы.
Заключение меморандума о стратегическом партнерстве мы расцениваем как новый этап в нашем сотрудничестве, подразумевающем работу на системной перспективной основе. Дело в том, что Зимбабве испытывает значительный дефицит как в тракторах, так и в другой сельскохозяйственной технике. По оценке Министерства сельского хозяйства, стране необходимо закупать до 3 тысяч тракторов ежегодно в ближайшие пять лет, чтобы обеспечить рост эффективности сельхозпроизводства. Поэтому можно сказать, что белорусская техника только начинает свой путь на зимбабвийском рынке.
Как символ этого пути — подарок Александра Лукашенко своему коллеге из Зимбабве Эммерсону Мнангагве — трактор BELARUS. Для нас это большая честь и большая ответственность.
«Золотой миллиард» — уже скоро!
— Как в целом МТЗ сработал на зарубежных рынках в 2022 году?— Минский тракторный завод — экспортно ориентированное предприятие, более 90 процентов наших тракторов отправляется за рубеж.
В прошлом году Минский тракторный завод экспортировал 35 735 единиц техники, «МТЗ-ХОЛДИНГ» — 48 706 единиц. Темп роста экспорта — 128,3 и 127,2 процента соответственно. Объем экспорта по холдингу превысил 900 миллионов долларов.
Если говорить о дальнем зарубежье, то экспорт составил около 4,5 тысячи тракторов. Потребителям из СНГ без учета России отгружено почти 12 тысяч единиц техники. Выросли поставки на российский рынок — в Российскую Федерацию уехало около 20 тысяч тракторов.
— То есть экспорт в миллиард долларов — ближайшая перспектива?
— Да, это определенный знаковый рубеж. В прошлом году таким рубежом стал четырехмиллионный трактор BELARUS, который сошел с конвейера 22 февраля. В то время как многие тракторные заводы и другие промышленные предприятия, гремевшие на весь Советский Союз, либо вообще стерты с карт, либо находятся на грани выживания. Конечно, определяющим для нашего завода стал визит Президента Беларуси Александра Лукашенко в 1995 году и его решение сохранить и приумножить. Убежден, что именно поэтому Минский тракторный остался предприятием полного технологического цикла, начиная с конструирования, выпуска основных узлов и агрегатов и заканчивая сборкой и управлением готовым продуктом. Сохранены коллектив и производство, завод продолжает развиваться. И лучшее этому доказательство — прошедший год, в котором МТЗ, да и большинство машиностроительных предприятий республики не просто остались на плаву, но и показали рост. Промышленность стала локомотивом экономики, как и должно быть.
При этом важно, что успешная работа предприятий напрямую влияет на благосостояние их работников. По итогам декабря 2022 года средний уровень зарплаты на МТЗ превысил общегородской и стал первым среди предприятий системы Минпрома — без малого 2,5 тысячи рублей. И что особенно важно, темп роста заработной платы у нас не превышает темпа роста производительности труда.
— Несмотря на экспортоориентированность, на самом высоком уровне всегда подчеркивается важность обеспечения внутреннего рынка. МТЗ справляется со спросом?
— Объем производства МТЗ в 2022 году превысил 38 тысяч тракторов, из которых 3,1 тысячи отправились работать на белорусские поля. Для нас это, если хотите, дело чести — обеспечить внутренний рынок.В 2023-м продолжим обновлять парк тракторной техники республики, в том числе энергонасыщенными тракторами мощностью 300 и 350 лошадиных сил.
Техника будущего
— Насколько мы знаем, сейчас в разработке и более мощная техника…— Да, такую задачу поставило перед нами руководство страны, есть запрос от белорусских аграриев. К примеру, гпредседатель Миноблисполкома Александр Турчин, когда приезжал на МТЗ, говорил о востребованности такой техники. Но все же при ее разработке мы смотрим в направлении рынков с большой контурностью полей. Если для Беларуси нужны широкозахватные орудия на 10—12 метров, то, к примеру, в России или Казахстане — от 18 до 21 метра. Там нужна такая мощность, и такие тракторы будут востребованы. Поэтому форсируем разработки, насколько это возможно.
— Какие еще направления считаете перспективными?
— Если говорить в общем, то в нынешнем году МТЗ намерен завершить переход на новый модельный ряд и начать разработку следующего семейства техники, отличного от существующих прежде всего потребительскими свойствами. Здесь и о надежности, и о качестве, и о комфорте, и о безопасности. Мы говорим о переработке всех без исключения моделей исходя из современных направлений развития науки и техники. Этот этап будет длиться 5—7 лет.
Но главная наша цель — предлагать потребителю трактор как энергосредство плюс навесное и прицепное оборудование. То есть технологию возделывания почвы и получения урожая. Над ее реализацией мы активно работаем с нашими партнерами.
Уже давно мало просто производить технику: конечный продукт должен иметь высокие потребительные качества, чтобы удовлетворять пользователя и быть конкурентоспособным. Мы увеличили до трех лет гарантийный срок на нашу технику, произведенную после 1 января 2023 года и реализуемую на внутреннем рынке. В будущем году до пяти лет вырастет срок гарантии на энергонасыщенные тракторы. Такую задачу поставили перед нами Президент и Правительство. Мы должны отработать все чувствительные вопросы на внутреннем рынке (само собой, без ущерба для аграриев), чтобы и продолжать работать на внешних рынках. Только более эффективно.
Что касается частностей, то планируем расширять так называемые межвидовые направления: на базе существующих узлов и агрегатов делать специальные машины, уникальные по своим функциям и подходящие для выполнения тех или иных технологических операций. Прошло время «универсальных солдат». Мир идет по пути специализации. Взять беспилотный мини-трактор, созданный на базе нашего BELARUS 112. Это совместная разработка с учеными Казанского федерального университета — она идеальна для ферм, так как может работать в двух режимах: на электричестве и дизельном топливе. Отсутствие загазованности при работе на электротяге — важное условие для нормального содержания животных.
— Плюс ко всему это беспилотная техника. Будет ли она востребована? Или пока это больше про средне-дальнюю перспективу?
— Чтобы развивать это направление, нужно решить много задач, которые находятся как в компетенции завода, так и вне ее. Но это в любом случае нужно делать, ведь, во-первых, на селе не хватает людей, а во-вторых, это реальный способ повысить эффективность — технике особо отдыхать не надо, она может работать 24/7. Семимильными шагами вряд ли пойдем, но понимание необходимости развития беспилотной техники есть. А значит, нужно брать и делать.
Задачи на завтра
— Вы рассказали, что беспилотный мини-трактор создали совместно с российскими учеными, на российском рынке продали около 20 тысяч тракторов в 2022 году. Какую долю на рынке сельхозтехники России в идеале могли бы занять тракторы BELARUS?— Увеличением поставок на российский рынок нам удалось несколько заместить выпавшие объемы. Но дело ведь не только и не столько в цифрах. Мы говорим о глубинных процессах, которые закладывают основу для будущего.
Производственные мощности белорусских и российских предприятий — производителей сельхозтехники позволяют полностью обеспечить рынки обеих стран отечественным продуктом. При этом рынок открыт, мы конкурируем с иностранными производителями, продукция которых также субсидируется. Выбор за потребителем, который пока зачастую голосует рублем за стоимость покупки, а не за стоимость владения.
И тут вопрос: к чему в конечном счете хотим прийти? В свое время мы уже сделали выбор в пользу того, что купить проще, чем произвести. И сейчас имеем то, что имеем. Будем поступать так же или все-таки начнем обеспечивать собственную технологическую безопасность? Если да, то термин «импортозамещение» нужно оставить в качестве тактического — чтобы иметь возможность работать здесь и сейчас. Но в стратегическом плане нужно вести речь об импортоопережении. Мы не должны забывать простую истину: догоняющий никогда не догонит. Именно поэтому совместные усилия нужно направить на создание продукта, аналогичного которому в мире нет. Тогда мы сможем обезопасить себя в технологическом плане и обеспечить экспортный прорыв. Потому что это в государственных интересах, которые должны быть превыше всего, если хотим сохранить независимость и суверенитет.
Юлия ОГНЕВА.