Минувший год для Пружанщины оказался на редкость удачным по экспорту туристических услуг. По сравнению с 2012 годом он вырос... в 170 раз. На туристах предприимчивые пружанские менеджеры заработали в полтора раза больше, чем в Барановичском и Пинском районах, вместе взятых. Иностранцы оставили в районе около двух миллионов долларов. Чтобы узнать, на что тратят деньги гости и где еще могли бы оставить себе во благо энную сумму с отпускного счета, я отправилась на Пружанщину.
Здоровье нарасхват
Мои предположения, что здесь получают немалые доходы от организации охот (не иначе как на зубров!), начальник сектора по спортивно–воспитательной работе и туризму Пружанского райисполкома Сергей Щипанов сразу же отверг:
— Не угадали.
Да, Пружанский лесхоз оборудовал базу отдыха «Гута» — для охотников и рыбаков. Но почти всю валюту, как оказалось, смог привлечь в свой актив санаторий «Ружанский». Ружанская пуща, озеро Паперня с лебедями в любое время года... Красота. В свое время в здравницу Нацбанком были вложены немалые деньги. Теперь санаторий поменял подведомственность и красит статистику района.
Медицинский туризм содействует развитию спортивного. Спортсмены из России арендуют дорожки в водном дворце и арену в ледовом для тренировок. Ежегодно в Пружанах проводятся турниры по хоккею с участием российских команд. С минувшего года на мероприятия приезжают спортсмены из польской Гайнувки.
— Желающих много, но не хватает мест для проживания, — сетует Сергей Щипанов.
Из окна автомобиля видим гостиницу, которую начали возводить еще в 2010 году рядом с ледовым дворцом. Стоит под крышей. Но туристов примет не скоро...
Гость с неба
В 40 километрах от Пружан — Ружаны. Директор музея «Дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга хорошо знает, что мне надо показывать в первую очередь — сувенирную лавку. Я обязательно куплю чернозадымленную керамику — крынку, миску, кружку... Гончар Сергей Худяев из Старой Голынки Зельвенского района Гродненщины делает, как в старину. Цены на его посуду умеренные.
В минувшем году во дворце побывали 18 тысяч человек. Только на сувениры они потратили 112 миллионов рублей.
Сейчас иностранцы едут во дворец смотреть на Ружанский метеорит. Руслан Книга не сомневается, что это тот самый, испугавший жителей местечка 120 лет назад.
Мой неопытный глаз легко убедить — метеорит. Тяжелый. Видны фрагменты горения. Наверное, следы прохождения космического тела через атмосферу.
У музея нет лишних полутора миллионов рублей, чтобы провести исследования метеорита и охладить пыл сомневающихся. Может, и не стоит искать?
Под крылом орлана–белохвоста
В нынешнем году по программе «Замки Беларуси» дворцу выделяется 1,3 миллиарда рублей — на усиление конструкций нижних ярусов восточного корпуса. Когда–нибудь там будут театр, гостиница и ресторан. А пока гости могут заселиться в частной гостинице городского поселка. И поесть в местной столовой.
Недалеко от Ружан, в деревне Лысково, Ружанский филиал Пружанского райпо открыл «Таверну». Мебель делали по собственным эскизам из сосны. Посуду выбирали на Радошковичском заводе керамических изделий. Стену украшают гербы, принадлежащие знаменитым родам. Вписалось в интерьер и чучело орлана–белохвоста, который, замечу, не был убит, а погиб, запутавшись в электропроводах.
Руслан Книга принимал активное участие в наполнении кафе духом эпохи:
— Когда–то к нам «таверна» добралась благодаря миланской принцессе, королеве польской и великой княгине литовской Боне Сфорца. Недалеко от Лысково у нее был замок. Остались валы, куда мы возим туристов.
В Лысково — с десяток памятников во главе с величественным Троицким костелом. Рядом — могила польского поэта и драматурга Франтишка Карпинского. Недалеко — старинное кладбище с могилами представителей рода Быховцев (да, тех самых, предоставивших миру «Хронику Быховца»)...
Сергей Щипанов уверен, что старинному Лысково еще предстоит сказать свое веское слово в туризме:
— Кафе будет расширяться. А еще предприниматель пожелал обустроить гостиницу.
Через Лысково прошла обходная дорога вокруг Беловежской пущи. Глядишь, оживет деревенька с богатой историей.
Можжевеловый эксклюзив
Представьте себе раннее утро. Проснулись вы в уютном деревянном домике, потянулись, распахнули окно — и окунулись, зажмурив глаза, в ароматы цветущего можжевельника. Дышите — не надышитесь...
На Пружанщине такое возможно. В районе сегодня работают 17 агроусадеб. Но никто пока не использует местность неподалеку от деревни Чабахи, которую называют можжевеловой долиной. Деревенские старожилы заверяют, что землю в два гектара всегда покрывали только седой мох и можжевельники. Даже сосны не приживались — один «ядловец». Говорят, именно в мае, в период цветения, здесь обязательно надо побывать...
С Сергеем Щипановым и Русланом Книгой составляем список не задействованных в туризме мест. Костел в Лысково разрушается. Синагога в Ружанах. Не дать погибнуть часовне Святого Казимира на кладбище Ружан решил местный «Коммунальник». Открыл благотворительный счет для сбора средств на реконструкцию.
А деревня Шакуны? Стоит еще на земле дом, в котором 122 года назад родился выдающийся музыкант Григорий Ширма. Обветшал без присмотра. И колодец сохранился, из которого маленький Рыгор пил воду...
И непонятно мне, почему в музее–усадьбе «Пружанскi палацык» нельзя увидеть постоянную выставку самобытного художника Николая Тарасюка из деревни Стойлы? Директор музея–усадьбы Юрий Зелевич соглашается. Может, после реконструкции (а она «палацыку» ох как нужна) найдется место для «драўлянага народа» в исполнении лауреата специальной премии Президента в области народного творчества? Да и с сувенирами в музее, мне показалось, беда...
Худо–бедно сохранилось здание старинной мануфактуры из красивого красного камня в деревне Семенча–2. Может, стоит его использовать? Для гончарного производства, к примеру. Ружанская чернозадымленная керамика — брэнд. Но купить ее можно только в Ружанском дворце Сапегов...
На недавней итоговой коллегии Министерства культуры из уст начальника управления социально–культурной политики Администрации Президента Ирины Дриги прозвучало, что в Год гостеприимства необходимо развивать культурный туризм. То есть обратить внимание на создание новых локальных памятных мест, связанных с местными легендами.
Когда легенд нет, их придумывают. Есть такое понятие — маркетинговая мистификация. Так что, если и правы скептики, усомнившиеся в происхождении метеорита, который лежит под стеклом во дворце Сапегов, Руслану Книге — респект. «На метеорит» теперь едут туристы. А СМИ делают музею бесплатную рекламу.
Не оптимистично, но факт: въездной туризм в Брестской области не соответствует имеющемуся потенциалу. В Пружанском районе тоже есть над чем работать. Главное, легенд хватает. Достопримечательностей с энергетикой старины — в достатке.
Хватило бы гостеприимства, потому что даже большие финансовые вложения его не заменят.
Цифра
360 миллионов долларов — на такой уровень должен выйти в этом году в стране экспорт туристических услуг.
Фото автора.
Советская Белоруссия №34 (24417). Пятница, 21 февраля 2014 года.