Жителям Колодищей не дает спать возобновившая работу спустя полвека железная дорога

Спасите наши уши

Жители коттеджного поселка Уютный, что под Минском, с нехорошим предчувствием встречают закат. Предугадать, когда ночную тишину разрежет гудок и грохот проезжающего товарного поезда, а в ближайших к железной дороге домах от вибрации случится мини–землетрясение, невозможно. Кто–то скажет: сами виноваты, нечего было у рельсов строиться. Но не надо спешить с выводами. Эта история о том, как спустя полвека простоя нежданно–негаданно для многих по железнодорожной ветке вновь поехали товарные составы.


— Специально в сельсовете уточняли, когда в начале 2000–х строились: о том, что здесь когда–нибудь снова пойдут поезда, даже речи не шло, рельсы еще десять лет лежали без дела, — Андрей Саликов один их тех, чей дом (один из шести) на выделенном местными властями участке возведен в непосредственной близости от железной дороги, на так называемой трехсотметровой «первой береговой линии». Некоторые коттеджи и вовсе оказались в санитарно–защитной зоне: расстояние от них до путей не превышает 50 метров. Между домами и рельсами — лесополоса, только она не помеха для многотонных махин. Поезда стали «будильником» для взрослых и страшилкой, ночным кошмаром для их малолетних детей. Представители старшего поколения эмоциональны и приводят аргумент за аргументом:

— Санстанция в половине второго ночи сделала замеры: во время прохождения поезда превышение уровня шума в моем доме в два раза, а вибрации — в три! Стоит один раз проснуться ночью — и уже не заснуть. Только давление поднимается. Но администрация железной дороги и пальцем не пошевелила, чтобы привести эти показатели в норму!

— А дома? Трещины по стенам пошли. Хотите, покажем? Плитка обваливается. Если вдруг поезд идет, когда я в подвале, мне становится страшно, что меня сейчас накроет.

— Деревья падают на появившиеся здесь после электрификации провода, создается пожароопасная ситуация. Горело уже не раз, а рядом — заправка. По рельсам между тем проносятся грузовые составы с опасными грузами. Со сжиженным газом, например.

— И у меня конкретная вибрация по второму этажу, хоть до моего дома от дороги шагать и шагать.

— Я здесь палаточный лагерь для детей 6 — 8 лет проводил, — говорит ветеран советского карате, заслуженный тренер страны Андрей Вилькин. — Так дети из–за шума поездов боялись ночевать в палатках: звонили родителям и просили забрать их домой.

Младшее поколение тем временем работает с интернет–пользователями. Даже видеообращение записали.

— Больше всего мне не нравятся гудки, а гудят поезда раз двадцать, не меньше, — 7–летний Лев Меркулов «паровозы», как другая детвора, кажется, так и не полюбит. Проблема, о которой рассказывает мальчик, вот в чем: коттеджный поселок Уютный, вдобавок ко всему, стоит у железнодорожного переезда, подъезжая к которому машинисты обязаны подать сигнал. Но ведь не один за другим...

7-летний Лев Меркулов — один из тех, кто железную дорогу, похоже, так и не полюбит

Можно долго рассуждать о том, кто виноват в сложившейся ситуации. Местные власти кивают на железнодорожников, железнодорожники на местные власти. Мол, земли под жилую застройку были выделены Колодищанским сельским исполкомом раньше, чем земли для эксплуатации и обслуживания полосы отвода железной дороги. «Считаем, что на стадии разработки проекта реконструкции ветки Колодищи — Шабаны должны были быть предусмотрены мероприятия по защите от вибрации и шума. Министру транспорта и коммуникаций направлено соответствующее ходатайство», — написано в письме из Минского райисполкома. «Согласно бухгалтерским документам данный объект под названием «Верхнее строение главного пути Колодищи — Михановичи» был принят к бухгалтерскому учету 1 января 1964 года. Жилые дома по улице Осенней введены гораздо позже. При этом мероприятия по снижению шума и вибрации, которые позволили бы сократить расстояние от железной дороги со 100 до 50 метров, при проектировании и строительстве жилых домов предусмотрены не были», — парируют железнодорожники. И добавляют: пять лет назад они проводили не реконструкцию, а восстановительный ремонт — поэтому с их стороны никаких нарушений.

Расстояние от железнодорожной ветки до некоторых домов не более 50 метров

Оставим, впрочем, юридическую казуистику и разборы советского бумажного наследия на суд экспертов. Пусть от этого и зависит, за чей счет должна решаться проблема. Жители Уютного в любом случае не виноваты, они, строясь, действовали по закону. Поэтому для Андрея Саликова и его соседей нынче гораздо актуальнее вопрос, что делать. Скажем сразу: о требовании полностью закрывать движение поездов никто и не помышляет. Люди понимают, что железнодорожная ветка (ее еще называют грузовым объездом Минска, поскольку она позволяет разгрузить от товарных составов столицу) имеет стратегическое значение. И практика доказывает: если еще в начале года между Колодищами и Шабанами ходило всего несколько поездов в день, то теперь — гораздо больше.

Решить проблему шума может бесстыковой путь

— Здание нашего сельсовета расположено рядом с железной дорогой, но ни грохота, ни гула, когда мимо проносятся поезда, там не чувствуется, — говорят жители коттеджного поселка. — Мы просили железнодорожников рассмотреть несколько вариантов, которые позволили бы снизить вибрацию и шум. Первый — уменьшить в 2 — 3 раза скорость движения составов при прохождении жилой зоны. Второй — заменить в этом месте старые и деформированные короткие рельсы на современные бесстыковые и уложенные на современной антивибрационной подушке (сейчас подсыпка под шпалами минимальная, само полотно находится на большом углублении относительно дома и основные вибрации приходятся на фундамент). Третий — по возможности ограничить проезд составов в ночное время. Четвертый — сделать антивибрационный ров вдоль рельсов... Но нам отказали. Если на Белорусской железной дороге думают, что мы не готовы на определенные мероприятия скинуться сами, то это не так. Жители улицы Дальней уж точно готовы. При разумной стоимости, конечно же. Пускай только окажут нам содействие.

Компетентно

Александр Хорошевич, заместитель начальника Минского отделения Белорусской железной дороги:

— Оптимальный вариант — поставить шумозащитный экран. Но сделать это можно за счет заинтересованной стороны — в данном случае того, кто хочет защитить себя. Жителям для этого нужно обратиться в сельсовет, приложить соответствующие справки, замеры, подтверждающие факт шума. Сельисполком рассмотрит обращение и примет решение о целесообразности строительства. Дальше механизм таков: объект вносится в программу, на него выделяется бюджет, определяется заказчик... Минимальные сроки решения проблемы (после принятия положительного решения и включения объекта в планы) — год. Что можно предпринять сейчас? Уложить плети бесстыкового пути. На перегоне Колодищи — Шабаны с 6-го по10-й км это уже сделано.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter