Формат Союзного государства является драйвером не только для Беларуси и России, но и всего постсоветского пространства. В условиях новой экономической реальности объективно возникает необходимость усиления не только взаимной торговли в рамках союза, но и межстрановой кооперации с дружественными странами с учетом процессов импортозамещения, технологического суверенитета и углубления интеграции по целому ряду стратегических направлений.
2 апреля День единения народов Беларуси и России — не только знаковое событие, которое в последнее время приобрело особую актуальность, но и хороший повод оценить результативность Союзного государства, его способность не только выстоять, но и обеспечить свое поступательное развитие в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда недружественных стран.
Каковы итоги и как будет дальше развиваться Союзное государство (СГ)?
Сегодня с полной определенностью можно констатировать: благодаря судьбоносному решению белорусского и российского лидеров о создании сообщества Беларуси и России 2 апреля 1996 года, которое потом было трансформировано в СГ, и наработанной почти за четверть века законодательной и, самое важное, практической базе нам удалось отстоять и экономический, и национальный суверенитет.
30 января 2024-го в Санкт-Петербурге в Константиновском дворце состоялось заседание Высшего государственного Совета Союзного государства (ВГС), главной темой которого стало подведение итогов по реализации «Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы» и обсуждение проектов новых интеграционных соглашений, которые должны определить основные векторы экономического сотрудничества двух государств на 2024—2026 годы.
Накануне ВГС Александр Лукашенко отметил, что «мероприятия союзных белорусско-российских программ по углублению экономической интеграции выполнены почти на 80 процентов». Практическую реализацию подавляющего количества программ, а самое главное — сложившийся за последние два года уровень сотрудничества между белорусским и российским правительствами однозначно можно отнести к знаковому событию. А достижение высоких показателей 2023-го — во многом результат реализованных мероприятий, в рамках которых был принят не только ряд принципиальных решений, но и достигнуты впечатляющие результаты.
Во-первых, в течение 2022—2023 годов сформированы два новых органа СГ — наднациональный налоговый комитет и межгосударственный центр по координации работы по управлению таможенными рисками. В финансовой сфере подписаны соглашения по гармонизации валютного законодательства и контроля; борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; унификации бухгалтерского учета.
Приняты четыре важных межправсоглашения: о единой промышленной политике, о признании технологических операций, развитии микроэлектронных технологий и станкоинструментальной промышленности. Выработаны общие нормы доступа к госзакупкам, единые правила конкуренции, обеспечено свободное перемещение товаров, работ и услуг. Сформированы единые условия работы в сфере перевозок и на рынке связи, завершена работа по интеграции национальных информационных систем прослеживаемости товаров, транспортного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля. В итоге заложена основа для проведения единой макроэкономической, денежно-кредитной, промышленной и аграрной политики.
Во-вторых, в прошедшем году рост ВВП белорусской и российской экономик значительно превысил средний по миру и составил +3,6 и +3,9 процента соответственно (мир — 2,7; ЕС — 0,5, США — 2,5).
В-третьих, обновлен исторический максимум торговли товарами и услугами между нашими странами — 54 млрд долларов. Белорусский экспорт в Россию в 2023-м вырос по сравнению с 2022 годом на 9,1 процента, составив рекордные 25 млрд долларов. Увеличение поставок в Россию позволило заместить потери выпадающего экспорта Беларуси в недружественные страны более чем на 80 процентов. И это не предел — перед белорусским Правительством на 2024-й стоит задача обеспечить рост отечественного экспорта в РФ на 7 процентов к уровню прошлого года и сохранение доли наших товаров в российском импорте на уровне не ниже 9 процентов.
В-четвертых, важный элемент двусторонних отношений — прямые инвестиции. За 2023-й иностранные инвесторы вложили в реальный сектор белорусской экономики около 7,7 млрд долларов. Россия заняла устойчивое первое место с долей 66,7 процента. В свою очередь, отечественные субъекты хозяйствования в прошлом году направили за границу в виде инвестиций 5,7 млрд долларов, 91,2 процента от этой суммы приходится на Россию.
В-пятых, интенсивно развивается межрегиональное сотрудничество: заключено 81 соглашение с 73 российскими регионами и около 450 договоров между белорусскими областями и городом Минском и российскими регионами и муниципальными образованиями. Эффективным инструментом реализации двусторонних отношений являются совместные советы делового сотрудничества, рабочие группы по сотрудничеству, созданные с 80 регионами России. Почти в 40 регионах России создано примерно 80 сборочных производств, выпускающих белорусскую технику. А в крупных городах России зарегистрированы 16 наших торговых домов, действует сеть фирменных национальных белорусских магазинов и дилерских центров.
В-шестых, на фоне ужесточения санкций работа по импортозамещению стала одним из важнейших приоритетов союзного строительства. На начало 2022-го доля иностранной добавленной стоимости (грубо говоря, доля импортных комплектующих) в экономике СГ оценивалась на уровне около 20 процентов, но в обрабатывающей промышленности достигала 40. В некоторых чувствительных отраслях доля импорта превышала половину: текстильная промышленность (74,8), фармацевтика (53), электрооборудование (57,6), авто (56,3), компьютеры (68,9), ПО (95). Это объективно создавало угрозу функционирования обеих экономик.
В 2022—2023 годах на уровне Минпромторга России и Минпрома Беларуси согласована реализация 23 импортозамещающих проектов с общим объемом инвестиционных затрат 105 млрд российских рублей, из которых 74 млрд — это средства российского госкредита. В настоящее время по 13 проектам заключены кредитные договоры с банковскими структурами, также подписаны контракты, по которым станет поставляться оборудование. Первые пять проектов будут завершены в 2025-м. В профильное российское ведомство направлено на согласование еще девять проектов, сумма которых составляет почти 25 млрд российских рублей.
Белорусские предприятия и организации тоже рассматривают импортозамещение как одно из приоритетных направлений. В прошлом году объем выпуска импортозамещающей продукции составил около 29 млрд долларов. На 2024-й планируется выпуск такой продукции уже в объеме более 30 млрд долларов.
В январе этого года на ВГС президенты России и Беларуси утвердили стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Ее основной целью является достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, ускоренная разработка импортонезависимых союзных проектов и программ.
В-седьмых, союзные целевые программы являются еще одним форматом сотрудничества в рамках СГ. По своему назначению программы СГ — это комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности государств-участников, решению крупных социально-экономических задач, которые охватывают гуманитарную сферу, промышленность, космос, медицину, здравоохранение, агропромышленный комплекс и другое. С января 2008-го, когда союзным Совмином был дан старт данному проекту, реализовано 82 программы общей суммой свыше 65 млрд российских рублей.
На финансирование союзных программ ежегодно уходит почти половина бюджета СГ. Например, на текущий год в бюджете СГ запланированные доходы — 6,97 млрд российских рублей (78,4 млн долларов), расходы — 5,7 млрд российских рублей (64 млн долларов), в том числе на союзные программы предусматривается выделение 2,632 млрд российских рублей (29 млн долларов).
В этой части следует отметить один принципиальный факт. В 2024-м, впрочем, как и в предыдущие годы, доходы союзного бюджета сформированы традиционно за счет отчислений из бюджетов двух стран: отчисления России составили 4005,27 млн российских рублей (65 процентов), а Беларуси — 2156,68 млн российских рублей (35 процентов). Как следствие, возникает вопрос о вовлеченности в оборот имущества СГ, которое было приобретено или создано в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий СГ.
Задача — формирование правовой базы по единому учету собственности СГ — одна из важнейших, стоящих в текущей интеграционной повестке. Ожидается, что специалисты белорусского профильного ведомства в лице Госкомимущества и российского — в лице Росимущества — уже в этом году внесут специальный союзный правовой акт, регламентирующий вопросы союзной собственности. Это позволит не только нарастить доходную часть союзного бюджета, но и радикально повысить эффективность и практикоориентированность союзных программ.
В-восьмых, 19 февраля 2024-го Минпром Беларуси и Минпромторг России подписали План по сотрудничеству в рамках СГ на 2024—2026 годы. Профильные ведомства планируют закрепить возможность предоставления взаимного недискриминационного участия в национальных программах субсидирования, льготного лизинга, а также в закупках за счет собственных средств. После разработки соответствующей нормативной базы в каждом из государств произведенная на территории Республики Беларусь промпродукция будет считаться российской и наоборот. Для отечественных научных и промышленных предприятий открывается возможность доступа к равному участию в целом ряде российских импортозамещающих проектов, ориентированных на создание собственных линеек новых системообразующих продуктов с триллионными ресурсами.
Только один из таких проектов. 28 февраля 2024-го Владимир Путин подписал указ об утверждении Концепции технологического развития Российской Федерации. В данном документе акцент сделан на создание в России собственных линеек новых системообразующих продуктов по 20 технологическим направлениям. Объемы финансирования механизмов концепции оцениваются в 3 трлн российских рублей (55 процентов бюджетных и 45 процентов частных средств).
И в заключение. Современный формат СГ, принципы, положенные в основу двусторонних отношений обеих стран, не только являются базисом для поступательного развития стран-участниц, но и могут стать базовыми при формировании нового миропорядка, который будет учитывать интересы всех участников международных отношений, не утрачивая своей суверенности.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик
Результаты впечатляют: Союзное государство прирастает цифрами и проектами
Союз больших перспектив
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.