И один из них — «Учреждения культуры России и Республики Беларусь: пути сближения», в котором как раз и участвовали наши видные представители культуры. Сферу белорусского гуманитарного и художественного образования представляла ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Наталья Карчевская. Музейную сферу — директор Национального исторического музея Республики Беларусь Александр Храмой. Сферу концертной деятельности и музыкально-исполнительское искусство — генеральный директор Белорусской государственной филармонии Александр Иванович Никита и председатель Белорусского союза музыкальных деятелей, художественный руководитель Белорусской государственной филармонии Юрий Николаевич Гильдюк.
По российскую сторону стола.
С российской стороны в дискуссии участвовали генеральный директор ФГБУК «Российский национальный музей музыки», заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов, генеральный директор СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга», заслуженный работник культуры РФ, председатель правления Союза концертных организаций России Ольга Хомова, директор государственного бюджетного учреждения культуры «Калининградская областная филармония имени Е.Ф. Светланова», народный артист России Виктор Бобков, ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» Александр Рыжинский.
— В рамках дискуссии было принято решение о подписании Меморандума о сотрудничестве между филармониями Минска и Калининграда, — рассказывает генеральный директор Белгосфилармонии Александр Иванович Никита. — С Российским национальным музеем музыки достигнута договоренность о проведении в 2023 году цикла концертов, приуроченных к 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.
К этой же дате будет организована и экспозиция, повествующая о жизненном и творческом пути великого русского композитора.
Один из самых интересных и многообещающих итогов дискуссии — поступило предложение об ассоциативном членстве Белорусской государственной филармонии в Союзе концертных организаций России (СКОР). Это профессиональное сообщество, объединяющее 90 концертных организаций из 60 регионов России, где представлены все восемь федеральных округов Российской Федерации.
— Ассоциированное членство в данной организации, которое, вероятно, будет реализовано в ближайшем будущем, — это очень сильный, стратегический ход, — резюмирует Александр Никита.
Можно быть уверенным, что эта инициатива, как и все остальные, выдвинутые за дискуссионным круглым столом, принесет пользу и белорусской публике, и белорусским артистам, которые получат возможность больше гастролировать и интенсивнее обмениваться творческим опытом с российскими коллегами.
Напоследок отметим, что в советские времена культурные связи БССР и Калининградской области были исключительно тесными.
К примеру, лучшие выпускники Калининградского музыкального училища получали направление на учебу в Белорусскую государственную консерваторию и по окончании консерватории имели возможность распределиться в Калининград. Правда, большинство этой возможностью не пользовалось, поэтому среди белорусских музыкантов и поныне есть калининградцы.
Настало время эти связи возвращать. И очень важно для нашей культуры восстанавливать связи с концертными организациями, музеями, художественными и музыкальными вузами всей России.
juliaandr@gmail.com