«Соседи варят наркотики, вода шумит в трубах, аист ходит под окнами». С какими серьезными и несерьезными жалобами обращаются в оперативно-дежурную службу?

Набирая номер 102, задумывались ли вы когда-нибудь, куда попадаете? До разговора с начальником ОДС я считала, что звонок сразу же переадресовывается в РУВД того района, из которого звонишь. Однако это далеко не так.


«Оперативно-дежурная служба» – гласит надпись над небольшим (с первого взгляда) помещением возле входа в РУВД. Тонированные окна закрывают сотрудников дежурной службы от обывателей. Связь с посетителями дежурный ведет через специальное окно. Кажется, что на этом и заканчивается площадь, которую занимает ОДС.

Однако за металлической дверью, которую передо мной открывает начальник оперативно-дежурной службы Сергей Босяков, скрыто множество кабинетов, в которых кипит работа. Впереди несколько камер для задержанных. В одной из них находится подозреваемый в совершении кражи. Уже вечером мужчину отвезут в изолятор временного содержания, где ему предстоит ждать этапирования в суд. Далее комната для приема граждан, помещение для разбирательства с задержанными, зал оперативного дежурного и комната отдыха и приема пищи.



«Сердце» РУВД – так называют оперативно-дежурную службу. Дежурный в отсутствие руководства уполномочен отдавать обязательные к исполнению распоряжения всему личному составу ОВД. Когда окончен рабочий день самого РУВД, оперативно-дежурная часть продолжает работать.  И основная задача дежурного – постоянный контроль за оперативной обстановкой в районе, своевременный прием и регистрация информации и сообщений о происшествиях и незамедлительное реагирование на них.

Пять стационарных телефонов, три мобильных, радиостанция, компьютер, на который буквально каждую минуту приходят электронные сообщения о происшествиях, большой экран, отображающий местонахождение всех мобильных и пеших нарядов милиции, охраняющих общественный порядок на территории Заводского района г. Минска. Именно в это помещение и поступают все сообщения о происшествиях в Заводском районе.


Сегодня с 9 утра и до этого же времени следующего дня здесь хозяин старший оперативный дежурный Андрей Подлесский.

– Службу несут сотрудники ОДС целые сутки, после чего у них два дня отдыха. В соответствии с установленным распорядком во время дежурства сотруднику ОДС на кратковременный отдых и прием пищи отводится три часа. Но не всегда это получается, – говорит Сергей Босяков. – За сутки принимаем в среднем 150 сообщений.

На суточное дежурство в ОДС заступают четыре сотрудника (дежурный наряд): старший оперативный дежурный – он является старшим наряда, старший инспектор-дежурный, помощник оперативного дежурного и милиционер-водитель, который при команде «На выезд» на служебном автомобиле доставит следственно-оперативную группу или участкового к месту происшествия.

К слову, как раз Антон Сташкевич, водитель дежурной смены, повез участкового на выезд. Заявительницу избил пьяный сожитель, который ранее был судим.



Опаздывать нельзя, и помощь выбывает незамедлительно. Но все равно у сотрудников имеются свои временные рамки прибытия к месту происшествия. На сообщение о совершении преступления наряд прибывает в течение 10 минут. Если совершается административное правонарушение – хулиганство, распитие спиртного, – 25 минут. И 40 минут на сообщение по линии безопасности дорожного движения. Время отсчета идет с момента поступления сообщения в ОДС. В помещении дежурной части установлен специальный монитор, на котором отображены все наряды милиции, несущие службу в районе. Установленная программа GPS-навигации позволяет дежурному увидеть местонахождение любого наряда милиции для более оперативного и рационального использования имеющихся сил.  

– Поскольку нарядов не так много, дежурный знает, где они находятся, – говорит Сергей Босяков. – Постоянно пешие наряды милиции несут службу возле универмага «Беларусь», у входа на станцию метро «Партизанская», возле ТЦ «МОМО» и у входа в станцию метро «Могилевская». Ежесуточно заступают 5–6 экипажей  ОГАИ и три автомобильных патруля роты патрульно-постовой службы милиции..

Служба «102»: алгоритм работы

При наборе номера 102  из любой точки Минска звонок попадает в  службу «102» ГУВД Мингорисполкома. Штат у них большой. Ежесуточно около 20 сотрудников заступают на службу. Оператор записывает поступающее сообщение, заполняет электронную карточку, где указываются данные заявителя и его контактные телефоны, адрес, на который нужно отправить наряд, суть проблемы. Карточке автоматически присваивается порядковый номер, фиксируется время звонка. Далее электронное сообщение отправляется в оперативно-дежурную службу того района, где требуется помощь милиции.



– Здесь его принимает наш дежурный. В составе Заводского РУВД г. Минска функционируют четыре оперативно-дежурные службы. Самая большая в нашем РУВД, – рассказывает Сергей Босяков. – В штате у нас семьдесят «штыков».

Так начальник называет сотрудников оперативно-дежурной службы. «Вооружен – значит боец. Боец – значит штык», – смеется он. К слову, новичку в ОДС путь закрыт. Должен быть как минимум двухлетний стаж службы в милиции.

Месяц назад оперативный дежурный Андрей Подлесский получил звание подполковника. В ОДС он работает уже 13 лет.  

– Сегодня поступило 66 сообщений,  говорит он.

 – Это много. Несмотря на то, что сейчас только обед, – слышу комментарий начальника ОДС.

Ночь началась с сообщения, пришедшего в 00:05, о том, что в квартире шумит компания и мешает отдыхать. Оказывается, решение таких проблем по законодательству не входит в обязанности милиции.



– Служба «102» настроена на регистрацию всех поступающих звонков. Большое количество поступивших сообщений не относится к компетенции милиции, иногда люди звонят просто для получения консультации. Все равно все регистрируется, и к заявителю направляется наряд милиции. Например, шумят соседи. В соответствии с нашим законодательством, контроль за исполнением правил пользования жилыми помещениями возложен на жилищно-эксплуатационные службы. Но люди по старинке обращаются в милицию, чтобы мы помогли им, успокоили шумных соседей. В период времени с 9 утра до 18:00 заявку мы перенаправляем на горячую линию ЖКХ. А в нерабочие часы нам ничего не остается делать, кроме как отправлять наряд, – объясняет Сергей. – После этого информацию отправляем в ЖЭС, чтобы они в дальнейшем проводили разбирательства.

После того как на адрес, где шумят соседи, дежурный отправил участкового, пришло три сообщения с семейными конфликтами.

00:12 Избивает муж. Семейный конфликт.

00:47 Муж угрожает ножом.

00:48 Пьяный муж угрожает ножом.

– Касательно семейных скандалов, – рассказывает начальник ОДС, – прибываем по вызову и по требованию заявителя изолируем семейного дебошира. Но бывает и так: жена вызывает милицию, чтобы попугать мужа. А потом понимает, что его могут забрать в милицию, и нужно будет платить штраф, перезванивает, говорит, что уже все хорошо, они помирились, или уговаривает прибывших сотрудников не изолировать его.


С часу до трех ночи сообщений не было. В 03:09 «неизвестное лицо повредило машину». Дежурный направляет к месту наряд ОГАИ для выяснения характера повреждений. Если повреждения характерны для ДТП, они и будут разбираться, если нет – выбывает следственно оперативная группа, так как, возможно, совершено преступление. Но нет, преступления не совершено, водитель обнаружил повреждение бампера, характерное для ДТП. Собран материал, будут искать виновника.

07:00 Умерла: Данилкина Татьяна Андреевна, 84 года

По адресу отправили скорую медицинскую помощь и сотрудника уголовного розыска, чтобы удостовериться, что нет криминальной составляющей.

– Медработники в присутствии сотрудника милиции осматривают тело. Если есть телесные повреждения, осмотр продолжает следственно-оперативная группа в полном составе, и тело направляется на экспертизу для установления причин смерти, – говорит Сергей. – Был у нас недавно случай: поступило сообщение о смерти бабушки (возраст 83 года). Сообщил бывший зять. При осмотре тела были обнаружены телесные повреждения, возможно, криминального характера. Незамедлительно подключилась к работе следственно-оперативная группа в полном составе, включая судебно-медицинского эксперта.  Как впоследствии выяснилось, травма стала причиной смерти. В ходе разбирательства выяснилось, что травму ей нанес бывший зять, который впоследствии признался в совершенном преступлении.

07:45 ДТП, «Сузуки» и «Рено».

09:23 ДТП, «Хендай» и «Тойота».

– Чаще приходят сообщения по линии ГАИ, – говорит Андрей Подлесский. – В последнее время участились случаи кражи денег с банковских карточек.

– Да, около 40% сообщений именно по линии ГАИ. В районе расположены крупные транспортные артерии города: Партизанский проспект, улицы Ташкентская и Ангарская, 2-е транспортное кольцо. Партизанский проспект является основным выездом из города на Могилевскую и Гомельскую трассы, а также одним из выездов на трассу М1 Брест – граница России. Машин много. Поэтому ДТП происходят часто, – подтверждает Сергей Босяков.


Постоянные «клиенты»

Сотрудники ОДС все как один знакомы с женщиной, которая постоянно жалуется на соседей. По ее словам, они варят и употребляют наркотики.

Чтобы подкрепить свои слова фактами, начальник ОДС открывает автоматизированную информационную систему, где хранятся все сообщения, и дает поиск по фамилии, адресу, которые уже знает наизусть, за период с 1 по 30 июня.  

– Двадцать семь раз она позвонила в «102». Практически каждый день. Дала себе и нам три дня выходных. «Соседи изготавливают наркотики, подозрительные запахи из квартиры соседей и так далее», – читает жалобы Сергей Босяков.  

Кроме того, постоянная «клиентка» стабильно раз в неделю на приеме у руководства Заводского РУВД. Жалуется на сотрудников, что те ей не помогают.

– Неоднократно мы проверяли ее соседей. Соседи просто не выдерживали и съезжали из этой квартиры. Но заезжали новые жильцы, и снова нам сообщение, что «варка» продолжается. Был период, когда в той квартире, в которой, по ее мнению, производят наркотики, жил сотрудник милиции с семьей. И на них приходили жалобы, что употребляют наркотики. Тоже не выдержали соседку, переехали, – говорит Сергей. – Мы не можем не приехать к ней, так как обязаны отреагировать на поступившую информацию. Знаем, что это впустую потраченное время. В дискуссии и споры с ней не вступаем, так как это чревато жалобой на наши действия, молча принимаем заявление, поскольку обязаны это сделать.


Ложные вызовы и «личный» помощник

– У нас есть бабушка, которая звонит в милицию и просит помощи. Ей 93 года, она не ходит. Приезжаем: «Выключите свет», «Принесите из холодильника попить», – вспоминает Сергей. – Сколько раз говорили родственникам, чтобы наняли сиделку, забрали телефон у бабушки. В ответ слышим: «Мы ничего сделать не можем…» По правилам это ложный вызов, и сотрудники должны начать процесс за ложный вызов специальных служб. Но по-человечески мы не будем этого делать. Вдруг она позвонит, и действительно нужна будет серьезная помощь, а мы не отреагируем.

Частые звонки с целью получить консультацию: «Как получить паспорт?», «Я хотела поговорить с участковым…»

Есть у сотрудников милиции «личный помощник», который помогает наказывать нарушителей ПДД.

– Его знают все наши дежурные, – говорит начальник ОДС. – Просто идет по району, где проживает, и если увидел нарушение  водитель заехал на зеленую зону, припарковался в неположенном месте, – сразу же докладывает об увиденном нам. Возмущается, когда опаздываем или не успеваем застать нарушителя на месте. Но вместе с тем он периодически приходит в РУВД и пишет благодарность за оперативность реагирования на его сообщения.

– В целом, исходя из анализа поступающих сообщений,  – говорит руководитель службы– самым «активным» для нас рабочим временем являются пятница и суббота (если по дням недели) и вечер (по времени суток). Солнечная погода – нарушители на улицах, идет дождь – перемещаются в помещения (квартиры, подъезды и т.д.).


На вопрос «Какие курьезные жалобы приходили?» начальник ОДС с улыбкой отвечает:

– Чего только не было! Вода в трубах шумит, летают вертолеты, мешают отдыхать, ходит аист во дворе – рядом зоопарк, значит сбежал оттуда. Один мужчина сообщил в «102», что не помнит, закрыл ли дверь квартиры перед выездом на дачу. Проверили – закрыл. У нас веселая работа, – заключает он.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter