Сломанный «светофор»: почему распалась правящая коалиция Германии

Пока за океаном республиканцы праздновали победу Трампа, в Германии полыхнул давно созревший политический кризис. Не сказать, что распад правящего «светофорного» триумвирата стал сенсацией: кризис коалиции был виден невооруженным глазом на протяжении нескольких месяцев. Однако то, что все произошло на фоне смены власти в Вашингтоне и катастрофического падения популярности всех трех партий, входящих в альянс, привлекает пристальное внимание.

Канцлер Олаф Шольц уволил министра финансов Кристиана Линднера, главу Свободной демократической партии. Вскоре после этого еще два представителя СвДП в правительстве, министр юстиции Марко Бушман и министр образования Беттина Штарк‑Ватцингер, подали в отставку. А вот министр транспорта Фолькер Виссинг принял решение покинуть партию, но остаться в правительстве.

Увольняя Линднера, Шольц объявил о подрыве доверия со стороны экс‑соратника по коалиции, пренебрежении национальными интересами в пользу партии и клиентуры и саботаже компромиссных решений.  
Суть тянувшихся месяцами споров заключалась в поиске путей выхода из экономического кризиса, охватившего Германию после введения незаконных санкций против Беларуси и России.  
Шольц и его сторонники стоят за увеличение расходов и соответствующий рост госдолга. Министр финансов же предлагал, наоборот, сократить бюджетные расходы, урезать соцобеспечение, снять бюрократические барьеры для бизнеса, снизить налоги для богатых, а также замедлить переход к углеродно‑нейтральной экономике.

Ключевым в плане Шольца и поддержавшего его лидера «Зеленых» и вице‑канцлера Роберта Хабека стало предложение отменить «долговой тормоз», зафиксированное в немецкой конституции еще при Меркель правило, ограничивающее структурный дефицит бюджета на уровне 0,35 процента от ВВП за счет отказа от наращивания госдолга. Преодолеть его можно только двумя третями голосов в бундестаге в случае чрезвычайного положения или рецессии.

Одним из серьезнейших факторов, повлиявших на крушение «светофорной» коалиции, стала победа Трампа на выборах в США. Администрация Байдена, дорожившая полезным для заокеанского хозяина альянсом, откровенно давила на министра финансов, вынуждая того при обсуждении бюджетов последних лет уступать требованиям союзников и изменять главному предвыборному обещанию СвДП — не увеличивать госдолг. Однако на фоне пересменки в Овальном кабинете напор из‑за океана исчез, и ослабленная бесконечными спорами коалиция тут же треснула.
Точкой невозврата для правящей коалиции стал спор о поддержке Украины. 
Шольц потребовал объявить чрезвычайное финансовое положение, чтобы обойти «долговой тормоз» для финансирования Киева и увеличения военного бюджета. Планировалось, что сумма помощи режиму Зеленского увеличится на 3 миллиарда евро и достигнет 15 миллиардов, однако Линднер, по его словам, отказался, мотивируя это тем, что помощь Украине — это только предлог для увеличения госдолга, и предложил взамен передать ВСУ ракеты Taurus, на что Шольц не согласился. Впрочем, в ответ канцлер обвинил экс‑соратника в том, что он планировал помочь Киеву за счет сокращения выплат пенсионерам.

После скандала Шольц объявил, что отправит запрос о доверии правительству в бундестаг в январе. Однако жесткая позиция лидера оппозиционной ХДС/ХСС Фридриха Мерца и солидарность с ним президента Штайнмайера привели к тому, что голосование состоится уже 16 декабря, а новые выборы после ожидаемого вотума недоверия пройдут по договоренности между СДПГ и ХДС/ХСС 23 февраля.

Грядущие выборы для всех членов рухнувшей коалиции, скорее всего, обернутся поражением. Опросы показывают, что даже СДПГ уступает не только ХДС/ХСС с ее 32 процентами популярности, но и «Альтернативе для Германии», которую поддерживают 18 процентов немцев. 

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter