На красной ковровой дорожке (слева направо): актеры Игорь Черницкий, Элеонора Шашкова, Анна Тихонова, Дмитрий Харатьян и Марина Барсукова.
– Хотелось сохранить память о великом фильме Татьяны Лиозновой и о других выдающихся ролях, которые сыграл Тихонов, – рассказал «СВ» актер Дмитрий Харатьян, открывавший фестиваль «Семнадцать мгновений». – Для молодых артистов его работы – образец для подражания, по ним можно учиться актерскому мастерству.
Основные события проходили в Доме культуры Павлово-Покровской фабрики: встречи с актерами и режиссерами, мастер-классы, ретроспектива фильмов с участием Тихонова и, конечно, конкурсные показы.
На церемонии открытия красную дорожку окружило море зрителей. На ретро-автомобилях подъезжали участники и гости фестиваля: артисты Наталья Варлей, Дмитрий Харатьян, Аглая Шиловская, Леонид Серебренников, исполнительница роли жены Штирлица Элеонора Шашкова, певец Бедрос Киркоров.
Лучшие картины выбирало жюри во главе с режиссером Сергеем Урсуляком. В номинации «Семейное кино» победила лента «Коробка» молодого режиссера Эдуарда Бордукова – история о молодых людях, увлеченных футболом. Сериалом года стала «Красная Королева» Алены Семеновой о первой советской манекенщице Регине Збарской. Режиссер Николай Лебедев получил награду за нашумевшую драму «Экипаж», а Сергей Снежкин – за телефильм «Следователь Тихонов». Приз за лучший дебют и премия «Первое мгновение» достались военной драме «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопы.
Кадр из фильма
ВОСПОМИНАНИЯ
Павловский мальчишка голубых кровей
Сергей Урсуляк, сценарист и режиссер, председатель жюри фестиваля «Семнадцать мгновений»:
– Актер присутствовал в моей жизни с того момента, когда впервые увидел «Войну и мир», где он сыграл Андрея Болконского. Но главной моей любовью был Штирлиц: сколько раз показывали картину – столько ее и смотрел. Потом и сам взялся за фильм «Исаев» с Даниилом Страховым в главной роли – о молодости знаменитого советского разведчика.
В 1988 году актер снимался в моей картине «Сочинение ко Дню Победы». И Тихонов, и Олег Ефремов с Михаилом Ульяновым работали не щадя сил. Были не просто исполнителями главных ролей, но и помощниками, советчиками.
Тихонов – та фигура, на которую нужно равняться в профессии. Символично, что фестиваль проходит на его родине. Возможно, местной молодежи, которая грезит о кино, форум придаст уверенности в собственных силах. Ведь вот, смотрите, у мальчишки, который здесь родился в 1928 году, все получилось.
Игорь Черницкий, сценарист, актер и режиссер:
– Мы вместе снимались в фильме «Мост через жизнь». Мне тогда было лет 25, совсем молодой. Тихонов играл конструктора, а я заводского токаря. Перед первой встречей очень волновался. Когда машина с актером приехала на съемочную площадку, аж затрясло. Он словно почувствовал и прямиком направился ко мне знакомиться. Подошел, пожал руку – и сразу стало легче.
Запомнился еще один случай. На фестивале в Артеке устраивался творческий вечер Вячеслава Васильевича. Мы с братом – композитором и певцом Николаем Романовым – посвятили ему песню. Выступили, вернулись за столик. Смотрим: через весь зал к нам идет виновник торжества, чтобы поблагодарить. Как много интеллигентности было в этом жесте! Думаете, почему Тихонов оставался таким красивым вплоть до последних дней? Потому что у него была красивая душа.
Наталья Варлей, заслуженная артистка РСФСР:
– Мы общались немного, хотя одно время я была невесткой Тихонова. С его сыном Володей мы познакомились в Щукинском училище и, случалось, ездили к бабушке с дедушкой в Павловский Посад. С Вячеславом Васильевичем пересекались в основном на фестивалях, встречах и концертах. Однажды ехали в одном купе. Разговаривали полночи. Это был замечательный, интеллигентный человек – как говорят, голубых кровей. Среди его поколения нет больше актеров, которые были бы настолько аристократичны как на экране, так и в жизни.
СЛОВО ДОЧЕРИ
Анна Тихонова: На 90-летие откроем папин музей
– Тихонов на экране и дома – два разных человека?
– Весьма гармонично уживались эти два образа. Можно сказать, дополняли друг друга. Своих персонажей он наделял собственными чертами характера. Когда отец пропадал на репетициях или съемках, я скучала и потому пересматривала фильмы, в которых он снимался. Как и многие его поклонники, больше всего люблю «Семнадцать мгновений весны», «Дело было в Пенькове», «Белый Бим Черное ухо». И «Сочинение ко Дню Победы» – пронзительная, очень тяжелая картина.
– Вячеслава Васильевича считали эталонным красавцем, секс-символом. Как он сам к этому относился?
– С иронией. Хотя, я считаю, он действительно был во всех смыслах символом и эталоном. Друзья и знакомые его очень любили, доверяли ему. Хороших артистов много. Но папа – тот случай, когда красота и талант сочетаются с широкой душой.
– Бывали вместе с отцом в его родных местах?
– Маленькой девочкой привозил меня в Павловский Посад на лето к бабушке с дедушкой. Хорошо помню дом и двор, которые тогда казались ну очень большими. Сейчас смотрю и удивляюсь: наоборот, все такое маленькое. Именно в этом доме на улице Володарского, где вырос отец, хотим открыть музей в следующем году – на девяностолетие. Идея родилась давно, но власти города долго бились, чтобы выкупить дом. Сейчас он разобран, все надо строить заново. Придумываем проекты, решаем, чем наполнить экспозицию.
Двухэтажный особняк построил в 1908 году дед народного артиста.
ОТЧИЙ ДОМ
Где находится дом народного артиста СССР, подскажет каждый второй житель Павловского Посада. Двухэтажный деревянный дом на улице Володарского, 66 построил еще до революции машинист Вячеслав Алексеев – дед знаменитого актера. Тихонов жил здесь вплоть до поступления во ВГИК, в десяти минутах ходьбы учился в лицее, который сегодня носит его имя.
В начале 1990-х актеру пришлось дом продать. Но в 2009 году после его смерти коллеги и родственники предложили создать музей, и власти города выкупили его за семь миллионов российских рублей.
Основу экспозиции составят мебель и предметы интерьера семьи Тихоновых, которые хранились в местном краеведческом музее. Часть личных вещей передадут родственники артиста и еще несколько привезут с «Мосфильма».
В сквере у дома гостей будет встречать бронзовый памятник Тихонову. Здесь же поставят черный «Мерседес» Штирлица и трактор, на котором разъезжал Матвей Морозов, главный герой кинофильма «Дело было в Пенькове». Проект обойдется городу в 35 миллионов российских рублей.
Нина КАТАЕВА, Максим РЕУЧЕНКО