За два года количество инженерных классов в Беларуси выросло более чем в два раза

Школа раскрывает таланты

Сегодня согласно статистике почти половина населения Беларуси осуществляет трудовую деятельность на предприятиях и в организациях производственной сферы. А это как раз те самые направления, основу которых составляют инженерные кадры. Понимая запрос, профильных специалистов готовят в учебных заведениях страны, начиная со школы и небезызвестных инженерных классов. Но какие задачи еще предстоит решить? Как повысить закрепляемость молодежи на предприятиях? 

Около 70 процентов учащихся инженерных классов планируют продолжить обучение по инженерному профилю.
sb.by

Чтобы выбор был осознанным

Исследование, проведенное силами Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ, обозначило портрет среднестатистического работающего человека. С незначительным преимуществом это представитель сильной половины человечества в возрасте 41,6 года, с высшим образованием и работающий по найму в производственной сфере. Наиболее востребованным с точки зрения получения образования в нашей республике является такой профиль, как техника и технологии. Причем данная тенденция характерна для различных уровней образования — среднего специального, профессионально-технического и высшего. Таким образом, система образования в значительной степени ориентирована на подготовку инженерных кадров. 

Специалисты подумали и решили, что в такой ситуации ориентироваться только на подготовку специалистов с высшим образованием было бы неверно. Как и начинать ее уже со среднего специального или профессионально-технического этапов. 

— Поэтому мы обратили внимание на уровень общего среднего образования и сосредоточились на качестве подготовки будущих абитуриентов, которые поступают к нам на инженерные специальности, —
отметила начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Татьяна Канашевич.С целью формирования готовности к осознанному выбору специальности учащимися 10—11-х классов, а в настоящее время мы акцент делаем и на более раннюю подготовку, было открыто направление профильной инженерной подготовки. 

По словам специалиста, оно включает как информирование учащихся об особенностях инженерной деятельности, так и демонстрацию ее специфики, знакомство с предприятиями, участие молодых людей в проектной деятельности. 

— Обязательным условием получения профильного образования является в том числе обучение по профильным предметам. Для инженерного профиля существует определенный их набор (математика, физика, химия, биология, география), из которого выбрать необходимо два предмета, — уточнила сотрудник БНТУ. — Таким образом, перечень специальностей, куда можно поступать, окончив инженерный класс, значительно расширяется. Обязательным является изучение факультатива «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Неотъемлемая часть обучения — взаимодействие с организациями — заказчиками кадров. 
«Сегодня молодому специалисту надо показывать все преимущества первого рабочего места, начиная с первого курса»
По словам специалиста, в БНТУ активно реализуется сотрудничество с учреждениями образования. В частности, университет оказывает беспрецедентную поддержку с точки зрения методического обеспечения и сопровождения. Разработан ряд документов, доступных для общего пользования. Заключено около 150 договоров с учреждениями общего среднего образования. На базе вуза проходят проф­ориентационные, практические, экскурсионные занятия. 

Довольны выбором

Итак, инженерные классы работают второй год. Их число за это время выросло более чем в 2 раза — с 237 до 582, как и количество учащихся — с 2583 до 6480. Причем в столичном регионе находится всего примерно 12 процентов таких классов, то есть большая часть — регионы. В сельской местности — около 9,5 процента таких школ с инженерными классами. Что еще можно улучшить? Каково мнение о профильных классах учащихся и педагогов? 

По информации Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ, достаточно большое количество опрошенных довольны выбором профиля. Более того, примерно 70 процентов ребят планируют продолжить обучение по инженерному профилю. В числе наиболее интересных они называли такие направления, как техника и промышленность, а также информационные технологии. Но как изменилось отношение обучающихся к профессии инженера? Без изменений и положительным оно осталось у 54,4 процента обучающихся, а улучшилось у 41,8. Чего не хватило? Оказывается, ребята хотели бы как можно чаще посещать предприятия и организации, на которых им предстоит реализовывать инженерную деятельность, поделилась Татьяна Канашевич: 

— Они хотели бы, чтобы по профильным предметам 10—11-х классов подготовка была более практико-ориентированной, а также получать более точную и доступную профессионально ориентированную диагностику. 

Раннее распределение может поспособствовать тому, что предприятие получит нужного специалиста, а сам специалист не будет разочарован, убеждены эксперты.

Интересно было услышать и педагогов. К слову, в опросе приняли участие 94 процента специалистов, которые обучают ребят в инженерных классах. В числе трудностей 41 процент опрошенных назвал отсутствие необходимого программного обеспечения, 38,7 — недостаток технических средств для реализации обучения. И 10 процентов сообщили о незначительной заинтересованности во взаимодействии у организаций — заказчиков кадров. Выражалось пожелание более четкого и открытого взаимодействия.

Предприятия, в свою очередь, говорят о другой проблеме — отрыве между подготовкой кадров и их готовности к трудовым реалиям. Так, по мнению руководителя проектов в сфере энергетики странового офиса Госкорпорации «Росатом» — ООО «Русатом-Бел» Владимира Боброва, промышленность не всегда успевает за новыми достижениями в сфере образования: 

— Мы сейчас готовы обучать наших студентов и инженеров на виртуальных моделях и многих других новинках. Но когда затем молодой специалист приходит на первое рабочее место, он зачастую не видит этого нового, что ему дали в институте. Думаю, наша система, сложившаяся еще при Советском Союзе, — пять лет обучения и два года молодого специалиста, которого на предприятии фактически заново обучают техническим и производственным вопросам, немного отстала.

По мнению эксперта, решением проблемного вопроса могло бы стать предварительное распределение:

— Уже на третьем курсе можно было бы привлекать студентов на производственную, преддипломную практику, выполнение диплома на конкретное рабочее место, что позволит ему заранее освоиться с тем, с чем ему предстоит работать. В итоге предприятие получит нужного специалиста, а сам специалист не будет разочарован. 

Наиболее востребованным с точки зрения получения образования в нашей стране является такой профиль, как техника и технологии.

Вопросы в стадии решения

Впрочем, многие из этих проблем, заверяет начальник главного управления профессионального образования Министерства образования ­Сергей Пищов, находятся либо в стадии решения, либо уже решены. В частности, это касается вопросов предварительного закрепления будущего молодого специалиста. 

— Такие вопросы сегодня находятся в стадии рассмотрения, —
отметил он. — Я думаю, что в ближайшее время в соответствующий нормативный правовой акт мы данную позицию внесем. Потому что действительно эта задача острая и актуальная. 

Также эксперт напомнил, что для усиления взаимодействия учреждений образования при подготовке кадров для всех отраслей проводится ряд мероприятий, в частности усиливается целевой прием: 

— Организации энергетической отрасли здесь занимают одно из лидирующих мест в части заключения целевых договоров, организации индивидуализированного обучения своих будущих специалистов, начиная с первого курса. И это правильно. Молодому специалисту надо показывать все преимущества первого рабочего места. И вот как раз таки увеличение количества ребят, которые обучаются на условиях целевой подготовки, — это в том числе один из вариантов решения данной задачи.

Он напомнил: мотивированных ребят сегодня ищут, начиная со школы. Именно поэтому открыты инженерные классы. 

— То есть механизмы созданы. Необходимо их реализовывать. И очень важно, чтобы эта задача решалась совместно как учреждениями образования, так и нашими предприятиями и организациями. Необходимо понимать, что 4—5 лет ребята обучаются в вузах, а далее свою профессиональную жизнь они связывают с белорусскими предприятиями. Главное, чтобы за это время желание работать на данном конкретном предприятии только усиливалось, — резюмировал Сергей Пищов. 

arteaga@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter