Вот уже почти три года Глубокский молочноконсервный комбинат стоит во главе одного из шести агропромышленных объединений (АПО), созданных в Витебской области по Указу Президента № 70. На перерабатывающих производствах и сельхозпредприятиях, входящих в объединение, трудятся около 6 тысяч человек. Общими усилиями наращивается производство зерна, мяса и молока, что позволяет АПО производить качественную натуральную продукцию и занимать достойные позиции как на отечественном рынке, так и за пределами Беларуси. Только за январь — сентябрь этого года объединением произведено товарной продукции на 193 млн рублей, или 103 процента к уровню 2021-го, получено 340 млн рублей выручки от реализации — 113 процентов к прошлогоднему периоду. Как удается предприятию в нынешних условиях наращивать объемы производства и выигрывать жесткую конкуренцию на рынке? В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты «Р» выехали на место.
Татьяна ВЕЛИЧКОВИЧ, начальник смены.
Внимание — сырьевой зоне
Прибыль от реализации составила 21 млн рублей при рентабельности продаж 6,3 процента, чистая прибыль — 12,5 млн рублей. Так, если коротко, сухими цифрами обрисовал экономическую ситуацию по объединению генеральный директор предприятия Валерий Дулинский:— Проблемы, конечно, есть, но общими усилиями и благодаря финансовой поддержке области и района ведется укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций по приобретению современной высокопроизводительной техники, реконструкции и строительству молочно-товарных ферм, доильно-молочных блоков, цехов по откорму КРС, а также возведению новых объектов с сопутствующей инженерной инфраструктурой. В настоящее время продолжаются работы в пяти наших сельхозорганизациях: «Константинов Двор», «Мерецкие», «Голубичи», «Доваторский», «Барсучанка».
Задача номер один, стоящая сейчас перед всем коллективом, по словам руководителя, связана с повышением производства молока и мяса в собственной сырьевой зоне и эффективности животноводческой отрасли, где пока наблюдается основная «болевая точка» в деятельности агропромышленного объединения. Это необходимо для полноценной загрузки всех звеньев технологической цепочки, выстроенной в объединении. Касаясь конкретных проектов, Валерий Дулинский обозначил важнейшие на период до 2025 года. Это реконструкция очистных сооружений на головном предприятии в Глубоком и цехе по производству сыра в Браславе, техническая модернизация консервного цеха и возведение новой фермы в УП «Мерецкие». Ее проект пока в стадии разработки. Планируется, что объект с доильным залом будет рассчитан на 600 голов дойного стада, а его нормативные сроки строительства по образцу других типовых объектов составят год-полтора.
— Постараемся войти с этим объектом в госпрограмму по строительству животноводческих объектов на следующий год. Заявку уже подали, — отметил гендиректор.
Продукция предприятия хорошо зарекомендовала себя на рынках многих стран.
В цене — консервы и сыр
Основные направления развития молочноконсервного комбината связаны с расширением производства молочных консервов и сыров. Их ассортимент уже достаточно разнообразен. Количество выпускаемых наименований продукции составляет около 80. Востребованность на внешнем рынке — высокая. Поэтому акцент в сбытовой политике направлен на расширение выпуска высокомаржинальной продукции — консервов и сыров. Наибольший удельный вес в экспорте приходится на молочные консервы, сыры, сухое молоко, сухую молочную сыворотку и животное масло. Всего за девять месяцев 2022 года предприятие отправило за рубеж молочных консервов на сумму более 10 млн долларов. Темп роста данного показателя составил 125 процентов к аналогичному периоду прошлого года. География поставок включает более десятка стран. Среди основных партнеров — Российская Федерация, Казахстан, Китай, Азербайджан, Грузия, Израиль. Вся работа, связанная с зарубежными контрактами и проектами, выстраивается с учетом внешнеполитической ситуации, подчеркивает Валерий Дулинский:— Из-за всякого рода ограничений тяжелее стали продвигаться инвестпроекты. Однако в плане запчастей и ремонта мы справляемся. Что касается поставок, то проблем нет. Наша продукция востребована на всех рынках постсоветского пространства, которые остались для нас доступными. Традиционными рынками дальнего зарубежья являются Восток и Юг. Ситуация в Украине привела к изменению маршрутов поставок. Ранее наши торговые пути шли преимущественно через эту страну-соседку. Теперь работаем через российские порты и ждем открытия собственных. Таким образом, хоть схема логистики и поменяла свои направления, наши молочные реки по-прежнему простираются далеко. А чтобы уверенно себя чувствовать в постоянно изменяющемся мире, всегда держим руку на пульсе событий и каждый день работаем над выстраиванием отношений с деловыми партнерами.
Лаборанты Елена ЧЕПУЛАН и Александра ШАДУРИНА.
Глубокский стандарт
В настоящее время глубокские молочники перерабатывают около 16 процентов молока всего северного региона. Качество — наше все, уверяют на предприятии. И начинается оно буквально на входе с проверки поступающего сырья, подчеркивает лаборант Елена Чепулан:— Контроль качества проходит все поступающее на предприятие молоко. Проверяются физико-химические показатели (плотность, кислотность, массовая доля жира и т.д.), содержание антибиотиков и другие основные показатели. Работать несложно, когда есть необходимые знания и понимание личной ответственности за репутацию конечного продукта. От его востребованности зависит судьба всего предприятия и людей, которые здесь трудятся. Наш коллектив к своему делу относится ответственно, поэтому и продукция пользуется спросом, особенно новинки.
В числе последних вышедших новинок — линейка сгущенного молока с добавлением натурального сырья: «Вишня в шоколаде» в банке, кокосовая и арахисовая сгущенка в тубе. Покупателям нравится, с удовольствием отмечает начальник смены консервного цеха Татьяна Величкович:
Начальник смены Татьяна ВЕЛИЧКОВИЧ.
— Эта линейка тоже будет развиваться, планируются новые вкусы. А раз есть спрос — значит, и работа будет, и благосостояние каждого из нас.
В планах на ближайшую перспективу — разработка линейки сгущенного молока на основе сыворотки с использованием растительных масел белорусского производства и таких наполнителей, как кофе, какао, цикорий. Пробные выработки данного продукта уже были произведены. В дальнейшем планируется производство молока сгущенного концентрированного с частичной заменой молока на сыворотку.
Секрет востребованности глубокской продукции прост, считает заместитель директора по производству Ирина Васькович, — вкусовые качества консервов. Высокие стандарты, заданные по этому пункту еще в советские годы, сохраняются по сей день. Неудивительно, что продукт становится порой предметом фальсификации, на что периодически жалуются ценители сладкой продукции. «Часто приходится слышать, что купили вроде нашу банку, а оказался другой производитель», — делится Ирина Васькович:
— Единственное, что здесь можно порекомендовать, — внимательно читать этикетку. Ее цветовая гамма может быть идентичной, а информация — нет. На упаковке обязательно будет указан производитель, тем более что даже наши продукты выходят в разном оформлении. Например, диетическая серия идет с зеленой этикеткой.
bogacheva@sb.by