Когда режиссер Ежи Гофман, известный по батальным постановкам исторической трилогии Генрика Сенкевича, задумал экранизировать «Знахаря», многие скептически отнеслись к самой идее. На дворе был 1980 год, вся Польша жила уличными протестами, забастовками и «Солидарностью». Культурная богема, в 70–е годы переживавшая эпоху фильмов «морального беспокойства», в тот момент остро озабоченная текущими отношениями общества и власти, считала совершенно неуместной слезную мелодраму с достаточно банальным сюжетом. Некоторыми коллегами это воспринималось едва ли не как творческое предательство. «Вокруг безумствовали вихри истории, вокруг раскаленные добела политические страсти... А мы жили совсем в другом мире», — вспоминал о работе над фильмом спустя годы Ежи Гофман. Но в декабре 1981 года генерал Ярузельский ввел в стране военное положение, «праздник непослушания» в Польше закончился, и обстановка изменилась коренным образом.
«Знахарь», как и «Ва–банк» Юлиуша Махульского, попал в точку. Картинки, казалось бы, такой далекой, красивой жизни 30–х годов раскрасили зрителям серые обыденные мысли. «Знахарь», вышедший на польские экраны в 1982 году, дарил надежду и веру в то, что, пройдя тяжелые испытания, все в итоге закончится хорошо. Люди выходили из кинотеатров растроганные до слез. Критикам оставалось лишь скрежетать зубами...
Удивительным образом перекликались с фильмом и удары судьбы актрисы Анны Дымны, сыгравшей главную женскую роль. Историю стоит рассказать с того момента, когда юной студенткой Анна Дзядык познакомилась со своим будущим мужем. Первая встреча с Веславом Дымным была далекой от романтики. Он шумно выпивал с коллегами под дверями ее комнаты в отеле, а она никак не могла уснуть. Когда попросила успокоиться, в ответ услышала поток брани... Однако назавтра смущенный Веслав уже ждал ее с букетом цветов.
У них была значительная разница в возрасте — 15 лет, но их объединяли традиции семей, лишь недавно перебравшихся на юг Польши. Веслав, который родился в деревне Полонечка недалеко от Барановичей, в последние годы войны вместе с матерью и младшими братьями вынужденно проделал сложный и опасный путь в Силезию. И Анна, родители которой перебрались в Краков из Западной Украины. Они не раз делились друг с другом воспоминаниями о семейных обычаях, так нетипичных для обыденности южнопольской провинции.
Веслав был удивительно талантливым человеком, а ко времени их знакомства уже и весьма знаменитым. Писал сценарии, юморески, тексты песен, выступал в популярном краковском кабаре, играл в кино, рисовал. С ним было бесконечно интересно. До сих пор Анна с теплотой вспоминает свою первую любовь. Они прожили шесть лет.
Все рухнуло за несколько месяцев. Осенью 1977 года неисправный телевизор спровоцировал пожар в доме. Тогда сгорели многочисленные наработки и архивы мужа, однако это оказалось лишь началом цепи страшных событий. Буквально через три месяца Анна нашла уже в новом доме мертвого Веслава, отправившегося туда обустраивать жилье. Обстоятельства и причины смерти так и остались до конца не выясненными.
Спустя всего три месяца, в мае 1978 года, Анна ехала на съемки в Венгрию. Там над озером Балатон мечтала наконец отогнать бесконечно гнетущие ее траурные мысли, открыть новую страницу в жизни. Уснула в машине. Проснулась уже в венгерской больнице с тяжелыми травмами ног, позвоночника. Парализованной 27–летней актрисе врачи не давали гарантии, что снова будет ходить. Она выкарабкалась. Многомесячная реабилитация, вера, забота близких и совсем чужих людей вернули ее к жизни.
Те драматические переживания остались с Анной навсегда, заставили по–новому взглянуть на мир: «Когда пришла в себя после аварии, долго была словно где–то далеко. Да, было мне там хорошо. Светло, тепло. Возвращение в реальность означало боль, ощущение серьезности травм. С радостью и облегчением, что боль уходит, снова проваливалась в эту пропасть. Из самого момента, когда пришла в себя, немногое осталось — провал в памяти. Но радость того, что жива, помню до сих пор. Рассудок был словно выключен, но эмоции и чувства сохранились. Это мне дало уверенность, что человек излишне многое планирует, комбинирует. А должен жить, это его обязанность, наивысшее предназначение, шанс и радость».
Роль Марии Вильчур в «Знахаре» после всего случившегося стала для Анны Дымны близкой. Когда в фильме молодой граф Чиньский ухаживал и смешил девушку в магазине, это было так, словно она снова переживала отношения с необыкновенно скорым на яркие выдумки Веславом. А киноавария на мотоцикле и месяцы восстановления — это разве не собственно пережитое второе рождение после венгерской командировки?
На роль молодого графа Ежи Гофман планировал пригласить Даниеля Ольбрыхского, уже сыгравшего в его фильмах «Пан Володыевский» и «Потоп» знаковых персонажей. Но тот отказался. Выбор пал на Томаша Стокингера. И хотя многие посчитали, что молодому актеру роль далась непросто, на съемочной площадке с Анной они целовались более чем по–настоящему. Как вспоминал Томаш спустя годы: «Любили мы сцены с поцелуями, часто просили сделать еще один дубль. Думаю, была у нас с Анной, как теперь говорят, своя химия».
Белорусскую провинцию (а в книге Доленга–Мостовича о том, что семья мельника Прокопа, в которую приходит главный герой фильма, — белорусы, написано прямо) снимали в городе Бельск–Подляски. Наверное, самом белорусском городке Белосточчины, да и, собственно, всей Польши. Жители Бельска по–прежнему не забывают фильм, многие тогда участвовали в массовках.
К съемкам центр немного подготовили, вспоминал один из бельчан Марьян Домбровский: «Перед Ратушей насыпали песка и выложили старый «брук» там, где уже давно был асфальт». Сам Марьян тогда немного занимался фотографией, и на старых снимках осталась память о многих горожанах, попавших на экран: «Вот, например, «Лимончик» — многолетняя заведующая бельским рынком, которая случайно попала в кадр, но так понравилась Ежи Гофману, что специально под нее придумали эпизод, где она ест яблоко. По мнению режиссера, это придало фильму местного колорита». В Бельске, кстати, состоялся и предпремьерный показ самой ленты. Можно только себе представить, какой ажиотаж наблюдался тогда в местном кинотеатре «Знич».
Эти розы оказались самыми дорогими в истории польского кино. Накануне получивший задание найти в Бельске самые красивые розы администратор сумел раздобыть лишь скромный и уже слегка подвявший букетик. Что поделать — типичные реалии позднего польского социализма. Однако поставленный режиссером ультиматум: не будет роз — не будем снимать, будете отвечать за срыв съемочного процесса, заставил ответственных за реквизит на такси отправиться за двести километров в Варшаву. Там на столичном рынке было куплено несколько десятков действительно прекрасных желтых роз. Как вспоминал Томаш Стокингер, «счет был астрономический. Такие цветы могли позволить себе в те времена лишь иностранцы. Когда розы наконец приехали, Гофман потратил огромный метраж купленной за иностранную валюту пленки лишь на одну эту сцену. Можно было сделать два, в крайнем случае, три дубля. Он сделал их одиннадцать. Со стороны могло показаться, что тут особенного: розы падают на землю, чего тут дублировать. Но выходит, Гофман дело знал, сцену запомнили все зрители».
Этим летом нашему знакомству с фильмом исполняется ровно 35 лет. Было время, когда центр Бельска собирались серьезно реконструировать, но жители отстояли старые деревянные дома, а с ними и магазинчик, в котором работала Мария Вильчур. Теперь он так и называется «Знахарь». Напротив — городская Ратуша и небольшой стенд, посвященный съемкам фильма, с фотографиями Марьяна Домбровского. Так что если вам доведется когда–нибудь ехать из Белостока в Брест или из Варшавы в Минск через погранпереход в Беловежской пуще, не поленитесь остановиться ненадолго в городке Бельск–Подляски. Прогуляйтесь по старым улочкам, где снимали фильм с белорусским колоритом. А если захотите, загляните в тот самый магазинчик. Сегодня там, правда, уже не купите товаров, что продавала Марыся, теперь там обувной, но можете просто прикоснуться к истории, такой далекой по времени и трогательно близкой.
Магазин в городе Бельск-Подляски, где в 1981 году снимался фильм «Знахарь». Наши дни.
Актеры
Ежи Биньчицкий (Рафал Вильчур). Родился в 1937 году. Актер, связавший почти всю жизнь со Старым театром в Кракове. Кроме «Знахаря», наши зрители могли его видеть в фильмах «Щит и меч» и «Пан Тадеуш» в постановке Анджея Вайды. Умер в 1998 году.
Анна Дымна (Мария Вильчур). Родилась в 1951 году. Популярная актриса продолжает активную карьеру в кино и театре. Уделяет много внимания общественной жизни и благотворительности.
Томаш Стокингер (Лешек Чиньский). Родился в 1955 году. С 1984 по 1993 год пробовал устроить жизнь и карьеру за океаном. В 2010 году получил условный срок за езду в нетрезвом состоянии и попытку скрыться с места ДТП. Много играет в телесериалах.
Бернард Ладыш (мельник Прокоп). Родился в 1922 году в Вильно. Известен в Польше в первую очередь как певец (бас). В 2016 году получил награду за музыкальное творчество Золотой Фредерик.
Артур Барцись (Василь, сын мельника). Родился в 1956 году. Продолжает актерскую карьеру в кино и варшавском театре.
Игорь Смяловский (граф Чиньский). Родился в Москве в 1917 году. Актерскую карьеру начал в Вильно. Опубликовал несколько книг воспоминаний и театральных историй. Умер в 2006 году.
Три поколения «Знахаря»
Написанный изначально как киносценарий, «Знахарь» оказался неожиданно отвергнут на киностудии. Тогда Доленга–Мостович в 1937 году переделал его в полноценный роман. В таком виде книга наконец и заинтересовала кинопроизводство. Еще до войны, в том же 1937 году, была осуществлена ее первая экранизация. На волне успеха в 1939–м по новому роману «Профессор Вильчур» было снято продолжение. И буквально сразу Доленга–Мостович написал сценарий для третьего фильма «Завещание профессора Вильчура». В нем, кстати, писатель сыграл самого себя — автора. Работу над фильмом прервала война, но закончить его все–таки смогли спустя несколько лет.
«Знахаря» 1982 года в постановке Ежи Гофмана сегодня в Польше считают одним из самых удачных фильмов ХХ века.
В 2016 году группа энтузиастов решила сделать свое продолжение. Фильм называется «Капканы», снимался в городе Бельск–Подляски и на средства города, а участие в нем приняли несколько актеров экранизации 1982 года. Это уже современная история молодых людей, которая переплетается с судьбой внучки профессора Вильчура.
Кстати
В городе Бельск–Подляски родился знаменитый архитектор Иосиф Лангбард. Именно по его проектам построены здания Дома Правительства, Театра оперы и балета, Академии наук и Дома офицеров, без которых невозможно представить современный Минск.