Вечером на сцене – спектакль «Эффект Пигмалиона» от артистов Театра балета Бориса Эйфмана
Фестиваль «Балетное лето в Большом» – по сути, главное театральное событие перед летним культурным затишьем, когда труппы разъезжаются на гастроли и в отпуска. В нынешнюю шестидневку Большой вместил три премьерных репертуарных спектакля, традиционный финальный гала-концерт, явление новых звезд и бенефис любимцев минской публики – артистов Театра балета Бориса Эйфмана. Сам мастер нюансов и гуру современного танца в Минск не приехал, делегировав право представлять коллектив его ведущим солистам – Любови Андреевой и Олегу Габышеву. Они же станцуют заглавные партии в «Эффекте Пигмалиона» уже завтра вечером. Ну а сегодня на сцене увидим их коллег Сергея Волобуева и Марианну Чебыкину.
Восьмое по счету «Балетное лето в Большом» носит характер если не развлекательный, то показательный. Пригласить именитую труппу Бориса Эйфмана в качестве хедлайнеров – по-настоящему крупная удача Большого. Участие театра Эйфмана гарантируют успех любому фестивалю: артистический уровень его труппы недосягаемо высок, а репертуар легко сочетает доступность с новаторством. Более того, Борис Эйфман – один из немногих мировых балетмейстеров с безупречной художественной репутацией, чьи изысканные, точные, ясные (и порой ироничные) спектакли увидеть за пределами Санкт-Петербурга могут позволить себе далеко не все театралы.
Отношения с Минском у Бориса Яковлевича сложились давно и как нельзя лучше. В «Балетном лете» его труппа участвует впервые, но на гастроли в Беларусь артисты приезжали неоднократно, напоминает главный балетмейстер Большого театра Игорь Колб. Сам он, к слову, в предыдущие годы принимал участие в фестивале в качестве приглашенного танцовщика, но в этом году его функции исключительно организаторские.
– Программа фестиваля составлена не мной, а до моего прихода в Большой театр (на пост главного балетмейстера Игорь Колб был назначен в апреле. – Прим. ред.) Валентином Николаевичем Елизарьевым. И на мне была лишь функция наполнения фестиваля составами и приглашенными артистами. Хочется отметить два момента. Во-первых, впервые в «Балетном лете» принимает участие труппа Театра балета Бориса Эйфмана. И во-вторых, в пятницу на фестивале будет показан «Конек-Горбунок» в хореографии Юрия Трояна. Этот спектакль мы посвятим юбилею Николая Сергеевича Колядко, который является его дирижером-постановщиком.
Спектакль «Эффект Пигмалиона», который сегодня открывает «Балетное лето» – это хореографическая трактовка Бориса Эйфмана мифа о художнике и его творении. А еще это первый за последние годы опыт обращения хореографа к комедийному (или точнее, трагикомедийному) жанру. Новый взгляд на тему нетождественности искусства и реальной жизни – то ценное, ради чего стоит смотреть спектакль, уверен заслуженный артист России Олег Габышев:
– Выбор этой постановки для открытия фестиваля, как мне кажется, абсолютно правильный. «Эффект Пигмалиона» – один из самых ярких, красочных и жизнеутверждающих спектаклей в репертуаре театра Эйфмана. Премьера состоялась в 2019 году, мы показали его уже во многих странах. Но впервые привезли его в Минск, причем показываем два вечера подряд. В спектакле не обошлось, конечно, без экспериментов: это соединение бального танца с современным. Пришлось переучиваться. Более того, балерины танцевали на высоких каблуках, что травмоопасно… Но адаптировались. Теперь главное – адаптироваться к сцене белорусского Большого и не улететь в оркестровую яму. Это шутка, конечно. Все, уверен, будет на высшем уровне. Мы здесь не первый раз и уже соскучились по минской публике.
Что интересно, специально для фестиваля Олег Габышев и Любовь Андреева также подготовили абсолютно новый номер, он называется «Ничего лишнего». Артисты представят его в воскресном гала-концерте.
В четверг театр вернется к проверенной временем классике. Вечером дирижировать «Лебединым озером» Петра Чайковского будет наш маэстро Владимир Оводок, солировать – артисты московского Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Роль Одетты-Одиллии по всем канонам психологического театра проживет Наталья Сомова, за Зигфрида станцует Дмитрий Соболевский. Драматическую историю об идеальной мечте, человеческой сущности и душевной раздвоенности украсят в том числе отечественные премьеры – Антон Кравченко в роли Ротбарта и Константин Героник в партии Шута.
Продолжит хореографический интенсив «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина, его покажут 10 июня. Знаменитую сказку Петра Ершова в этот день дадут в честь юбилея дирижера Николая Колядко, а также посвятят памяти кларнетиста и педагога Геннадия Царева. К захватывающим приключениям Ивана и его Конька-Горбунка подключатся лучшие балетные силы нашего театра: Константин Героник, Людмила Хитрова, Никита Шуба, Юрий Ковалев, Татьяна Уласень и Константин Кузнецов. Заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова признается:
– «Балетное лето» – это не только большой праздник для всех нас, но и редкая возможность понаблюдать за коллегами из зрительного зала. Не каждый день (да и не каждый год, что скрывать!) театр принимает таких звезд. У меня расписана вся неделя, каждый день я буду вечером в театре. Особенно жду «Спящую красавицу». Еще свежи в голове и ногах воспоминания о нашем недавнем премьерном спектакле, поэтому особенно интересно понаблюдать, как танцуют его другие.
Николай Колядко, чей юбилей театр отметит в конце июня, станет за дирижерский пульт в пятницу. Спектакль «Конек-Горбунок» Николай Сергеевич называет своей большой творческой удачей:
– Мне повезло иметь таких друзей, как Юрий Антонович Троян, который пригласил меня в спектакль в качестве дирижера-постановщика. А искра рождена композитором Родионом Константиновичем Щедриным. Эту партитуру, мне кажется, невозможно исполнить никак по-другому, только хорошо. Эта такая красота, такое богатство звуков… Он был, видимо, в тот момент слишком влюблен в Майю Михайловну Плисецкую. Там такая любовь излита, такие чувства.
Заглянут на фестивальный огонек, что называется, по-соседски и звезды двух ведущих театров России: московского Большого и санкт-петербургского Мариинского. Состав субботней «Спящей красавицы» получился бомбический: Оксана Скорик из Мариинки в роли Авроры, народная артистка России Мария Александрова из московского Большого в партии Феи Сирени, Елена Евсеева и Алексей Тимофеев в образах Принцессы Флорины и Голубой птицы – все они ответят за психологическую тонкость и трогательную человечность любимой с детства истории от Шарля Перро.
Ну а воскресенье – тот самый день, когда за один вечер зрители смогут увидеть дайджест всего феста. Гала-концерт обещает не по-детски взбодрить и встряхнуть публику: здесь и па-де-де из балета «Сильфида», и дуэт Дианы и Актеона из «Эсмеральды», и финальное гран-па из «Дон Кихота» Людвига Минкуса. К перечисленным выше артистам примкнут Оксана Бондарева из московского Театра балета классической хореографии La Classique и Хани Хассан из Каирской оперы, а конкуренцию приглашенным гостям составят отечественные танцовщики. Умопомрачительные дуэты звезд уже состоявшихся разбавят артисты, у которых все впереди – ученики Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. За дирижерским пультом – маэстро Олег Лесун.