— Надежда Викторовна, что нужно учитывать при выборе будущей профессии?
— В первую очередь интерес и желание подростка. Помимо увлеченности, важно нащупать его естественную склонность или даже потребность к чему-то. Могут помочь следующие вопросы: что у меня получается без особых усилий? Что я люблю делать, не заставляя себя? Чем я с удовольствием занимаюсь в свободное время? Что я мог бы делать каждый день бесплатно? Кроме желания, важно учитывать и реальные способности ребенка. Для объективности он может узнать, в каких профессиях его видят друзья, родственники, учителя.
Стоит учитывать потребности рынка труда. Сегодня и в будущем. Также полезно знать необходимые требования к специалисту и перспективы заработной платы на различных этапах карьерного роста.
Окончательное решение должно быть за подростком, поскольку родители могут проецировать свою тревогу, желания и нереализованные амбиции на ребенка, не учитывая его реальных потребностей. Это провоцирует конфликты в семье. К тому же в случае разочарования у ребенка не будет шансов обвинить взрослых в том, что это было не его решение.
Хороший способ определиться с выбором — попробовать себя на практике в желаемой профессии. Можно подойти к этому вопросу как к интересному эксперименту. Обычно взрослые с удовольствием помогают школьнику, понимая серьезность его намерений. Например, я хотела стать журналистом в 10-м классе. Завуч школы поручила написать материал о мероприятии. К сожалению, я разочаровалась в выбранной стезе очень быстро и желание быть журналистом пропало.
— Многие полагаются на профориентационные тесты. Насколько они эффективны?
— Методики на определение профессиональной ориентации можно применять с 8-го класса. Тестирование позволяет определить не только склонность подростка к какой-то профессии, но и его личностные особенности. После прохождения всех заданий предлагается описание базовых качеств ребенка и список рекомендуемых к ним профессий. Это очень простой и доступный вариант, результаты которого могут стать отправной точкой для размышлений и самоанализа. Но возможны погрешности. Поэтому после прохождения тестирования на профориентацию нужно обязательно проконсультироваться с психологом. Специалист поможет разобраться в полученных результатах. Хорошо работают проективные методики, глубинные интервью. Возможно, понадобится не одна консультация. Затем — заключительная беседа с родителями. Рекомендую каждый год повторять эти консультации, чтобы в динамике наблюдать за изменениями желаний, увлечений, способностей, амбиций школьника.
— Кому сложнее всего найти свое место под солнцем?
— Некоторые ребята вообще не задаются таким вопросом — часто увлечение детства естественным образом перерастает в профессию. Например, ребенок играет на скрипке с первого класса и после окончания школы поступает в музыкальный колледж. Сложнее тем, кто не проявляет особых талантов и интереса к учебе. Таким детям нужно больше времени для того, чтобы определиться с дальнейшей деятельностью. У них есть свои склонности и увлечения, просто они еще не раскрыты в полной мере.
Но наиболее трудно, на мой взгляд, выбор дается талантливым детям, которым по плечу любой вид деятельности. Им все интересно, у них все получается, а выбрать надо что-то одно. Как правило, у них большой потенциал. И часто он может гаситься установкой, что профессионалом можно стать исключительно в одном виде деятельности. К талантливым мальчикам и девочкам требуется индивидуальный подход. Как правило, они находят себя в творческих профессиях, где нужны многофункциональные работники.
— Что делать, если человек определился, кем он хочет быть, но затем разочаровался в своем выборе?
— Как правило, вчерашние школьники разочаровываются новыми условиями, которые не совпали с их представлениями. Это может быть существенной проблемой, поэтому в каждом учебном заведении есть психолог, который занимается адаптацией студентов. Конечно, многие аспекты учебной деятельности могут не нравиться. Задача психолога не уговаривать студента остаться или забрать документы, а увидеть его реальные возможности и потребности, найти скрытые ресурсы, помочь осознанно принять решение, поддержать.
К выбору профессии нужно относиться максимально серьезно, но не стоит делать из этого проблему. У нас есть много возможностей для перемен на любом жизненном этапе. Например, можно получить второе образование, окончить магистратуру по другой специальности, переквалифицироваться, воспользоваться предложением многочисленных курсов. Нужно прислушиваться к себе и не бояться перемен. Если есть сомнения в правильности своего решения, можно обратиться к психологу, который поможет разобраться в себе.
— А что делать, когда взрослый человек сомневается в выбранной когда-то стезе?
— Следует осознанно подходить к решению этого вопроса. С одной стороны, известны истории, когда люди кардинально меняли сферы деятельности и добивались больших успехов. С другой — это может быть побегом от нереализованности и неоправданных ожиданий. К сожалению, в этом случае смена работы не поможет. Стоит задуматься не о новой профессии, а о качествах, которых не хватает для успешной реализации текущей деятельности.
Ольга Плюхаева
infong@sb.by
На какие специальности в вузах будет скорректирован набор
Как проинформировал министр образования Игорь Карпенко, ЦТ в этом году начнется с 25 июня. Тестирование по наиболее массовым предметам (например, русский язык и математика) разделят на два дня. Продолжая тему вступительной кампании, Игорь Карпенко проинформировал, что в нынешнем году цифры приема увеличены. В основном за счет технических, технологических специальностей, медицинских, физкультурно-оздоровительных. Немного увеличен набор и в средние специальные учебные заведения.
— Система государственного заказа на данный момент работает следующим образом. Есть база данных, в которую предприятия и организации (обращаю внимание на то, что здесь нет разграничений по форме собственности) вносят заявки, — поясняет начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович. — Заказ на подготовку специалистов и рабочих по востребованным социально-экономическим комплексом страны направлениям формируют также органы государственного управления. С учетом этих данных (а вовсе не ректоратами, как зачастую приходится слышать) формируются контрольные цифры приема в вузы, учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. По окончании учебы молодые люди распределяются по предприятиям. Если студент приносит индивидуальную заявку от конкретного работодателя, который есть в общем списке организаций — заказчиков кадров, то она, как правило, удовлетворяется.
Система госзаказа постоянно совершенствуется — это нормальный процесс. Уже сейчас Министерством экономики разрабатывается демографический прогноз, учитывающий не только рождаемость, но и перемещение работоспособного населения, другие показатели. Исходя из этого, Министерство труда и соцзащиты делает прогноз баланса трудовых ресурсов, опираясь в том числе на результаты анкетных опросов работодателей, расчетов по прогнозным экономико-математическим моделям, описывающим развитие отдельных отраслей и сфер деятельности, изменений в показателях производительности труда. Затем Министерство образования (учитывая данные по отдельным профессионально-квалификационным группам) определяет цифры набора по высшему, среднеспециальному и профессионально-техническому уровням образования, а также в разрезе учреждений образования. Все это позволяет более точно учитывать потребности экономики в кадрах на пятилетний период.
По прогнозам кадровых агентств, топ профессий будущего, по крайней мере, на ближайшие годы, достаточно стабилен — это специалиcты сферы ИT, нанотехнологи, логисты, аналитики рынков. Из «приземленных» сфер деятельности — инженеры, маркетологи, работники сферы услуг, педагоги и медики. Однако с полной уверенностью говорить о том, что будет через пять — десять лет, сложно, считает ведущий специалист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова:
— Например, в прошлом году динамичнее всего развивалось направление информатизации и связи. Прежде всего это, конечно, ИT-сектор, процент занятости в котором растет (за прошлый год более чем на 10%). Причем развитие идет настолько стремительно, что мощностей системы образования не хватает — компании все чаще организуют дополнительные курсы разных уровней переподготовки в соответствии со своими потребностями. Несмотря на нюансы в связи в пандемией, которая отразилась на многих сферах, ИT — один из самых защищенных секторов на данный момент. Надо понимать, что далеко не все могут пойти в программисты, так как эта специальность требует определенного набора знаний и склада ума.
С другой стороны, сложилась очень интересная ситуация.
ИT-сфера оттягивает на себя часть людей, что открывает большие возможности для тех, кто хотел бы стать врачом, менеджером, инженером и так далее, — они всегда пользуются спросом, а сейчас на этих направлениях уменьшается конкуренция. Вообще говоря, если анализировать тенденции, то становится понятно, что объединяет сегодня престижные профессии, — хорошее знание математики плюс работоспособность. С такими исходными данными можно, например, легко сменить род деятельности. А эта способность в нынешнюю эпоху смены экономических парадигм становится весьма востребованной.
Ольга Бебенина
bebenina@sb.by