В новое десятилетие с новыми планами: Музыкальному театру – 50

Самый любимый театр

50-летний юбилей Белорусского государственного академического музыкального театра артисты по давней театральной традиции встретили на сцене: в большом концерте приняла участие вся труппа, включая великих мастеров оперетты народную артистку Наталью Гайду и заслуженного артиста Василия Сердюкова, которые и после 80 лет продолжают выходить на сцену и ничуть не потеряли творческой формы.


Государственный театр музыкальной комедии БССР свою первую постановку — героическую музыкальную комедию «Поет «Жаворонок» композитора Юрия Семеняки — представил зрителям 17 января 1971 года. Именно тогда на этой сцене дебютировала Наталья Гайда:

Наталья Гайда.
— Я в театре со дня основания, пела на премьере — открытии театра. В зале сидело все правительство БССР во главе с Петром Машеровым. «Поет «Жаворонок» — пьеса белорусской актрисы Нины Калаптур, посвященная теме Великой Отечественной войны. Я — разведчица Ирина, пою в немецком кабаре, вот такая замечательная роль. Первые 10—15 лет пролетели — только успевай! Мы нарабатывали репертуар — от классики до советских музыкальных комедий и белорусских оперетт (их было поставлено восемь), ездили на гастроли по всему Советскому Союзу… 

За 50 лет с нами работали многие режиссеры, исходя из этого складывались разные по стилю театральные периоды. Выделить какие-то самые лучшие, любимые спектакли трудно. Конечно, для меня знаковой является «Сильва» Кальмана, во всех ипостасях — трижды в разных постановках я была Сильвой, а потом еще в трех постановках играла мать Эдвина, бывшую артистку кабаре. А «Павлинка» разве для меня не важна? Это режиссер Семен Штейн подвиг Юрия Семеняку, он говорил: «Павлинка» просится на музыкальную сцену!» Я считаю, с этой ролью мне очень повезло, и счастлива, что эта партия писалась с расчетом именно на меня.

Следующее поколение артистов музыкального театра старается держать марку и быть достойным своих звездных старших товарищей. Наталья Дементьева почти 20 лет назад пришла в театр юной певицей — артисткой хора:

— В 2002 году я была еще совсем молоденькой и для сольных выходов слишком неопытной. И для того чтобы научиться чему-то, два года отработала в хоре. А в 2004 году мне доверили сольную партию в спектакле «Баядера», причем я пела на премьере, что очень почетно. И с тех пор уже 17 лет работаю как солистка. Но вы знаете, годы пролетели очень быстро. Когда задумываешься об этой цифре, говоришь: «Как, уже? Да ладно!» За эти годы много чему научилась, сыграла более 30 ролей. Важные для меня постановки — «Сильва», «Летучая мышь», а мюзиклы, в которых до того ни разу не участвовала, вообще совершенно новая для меня страница жизни. 

Василий Сердюков.

Современные мюзиклы появились в репертуаре музыкального театра около 10 лет назад, и поначалу перестраиваться артистам оперетты было непросто. Вроде бы и там и там поют, но происходит это совершенно по-разному. 

— Чтобы перестроиться на эстрадную манеру, нужно хорошо владеть академическим пением, — рассказывает тонкости Наталья Дементьева. — Это было трудно, но с течением времени мы научились. Ведь даже рок-опера «Юнона» и «Авось» у нас все равно исполнялась более академическими голосами. «Стакан воды» Владимира Кондрусевича тоже считается мюзиклом, но он написан в более академической манере. А вот недавняя премьера — «Ромео vs Джульетта. ХХ спустя» на музыку Аркадия Укупника или «Джейн Эйр» Кима Брейтбурга — произведения уже совсем другого стиля, там требуется чисто эстрадный вокал.
Монументальный талант старшего поколения и наличие целой плеяды блестящих артистов в самом расцвете сил не означают, что в музыкальном театре зажимают молодежь — наоборот, молодым и талантливым здесь традиционно дают зеленый свет. 
Ведущий солист Артем Хомиченок относит себя к новому поколению артистов, хотя в театре уже десятый сезон:

— Я уже достаточно знаю о театре, предыдущие сезоны для меня были очень плодотворными. Как только пришел сюда, меня тут же ввели в спектакли — и понеслось! Принимаю участие практически во всех новых постановках, без работы не сижу. Жаловаться на недостаток внимания или ролей не могу, но хотелось бы однажды спеть Мистера Икс в «Принцессе цирка», это моя роль мечты.



Несмотря на пандемию коронавируса, юбилейный год музыкальный театр встречает с серьезными творческими планами: до конца 2021-го нас ждет несколько громких премьер, а осенью есть надежда обменяться гастролями с театром музыкальной комедии в Екатеринбурге. 

— Для того чтобы были праздники, надо, чтобы у театра были и будни, отданные напряженной работе,
— напоминает художественный руководитель театра Адам Мурзич. — Несмотря ни на какие обстоятельства, в прошлом году мы выпустили пять премьер и уже утвердили планы на 2021 год. На этой неделе приступаем к репетициям рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось», которую рассчитываем вернуть на нашу сцену 23 апреля. Материал у нас, конечно, от зубов отскакивает, но это будет новая постановка и новая версия. Параллельно готовим детский балет Сергея Прокофьева «Петя и волк», который предполагаем выпустить к Международному дню театра в марте, а дальше в планах музыкальная сказка «Чиполлино».

Кроме того, как с хитрой улыбкой признался Адам Османович, известный своей пламенной любовью к классической оперетте, поклонников ждет настоящий праздник: музыкальный театр к концу года планирует поставить знаменитую «Марицу» Кальмана, которую в Беларуси в последний раз слышали так давно, что и старожилы уже не упомнят.

А еще планируется мюзикл «Три мушкетера» на музыку Максима Дунаевского — да-да, ту самую, что звучит в культовом советском фильме, и композитор уже дал разрешение на постановку. Так что, дорогие поклонники музыкальной комедии, пора-пора-порадуемся!

ovsepyan@sb.by

Фото Сергея МИЦЕВИЧА и Белта.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter