Наши корреспонденты поучаствовали в закрытой дегустации, чтобы объективно определить лучшую молочную продукцию

С сахаром не переборщили?..

Отличаются ли такие привычные нам продукты, как, например, молоко или кефир, по вкусу? В этом вопросе есть два противоположных мнения. Для непривередливых потребителей любой продукт «на одно лицо» (точнее, «на язык»). Другие же придерживаются позиции, что каждый обладает определенными особенностями, которые отличают его от собратьев. Убедиться в этом смогли и корреспонденты «СГ», понаблюдав за работой экспертной комиссии Международного дегустационного конкурса качества пищевой продукции «Продэкспо-2024».

Заведующий лабораторией сыроделия и маслоделия РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Людмила Богданова.

Оценку молочной продукции в рамках конкурса проводят на базе Института мясо-молочной промышленности. За два дня экспертам — представителям Мясомолпрома, Госстандарта, Минсельхозпрода, института — нужно перепробовать свыше 140 товарных позиций в 20 номинациях. Причем не для того, чтобы побаловать свои вкусовые рецепторы, а ради определения лучших товаров в каждой группе.

В этом году количество номинаций в группе молочной продукции увеличилось. Молоко, йогурты, кефир, творог, сметана, молочные коктейли, мороженое, сыры, масло… Всего и не перечислишь! А экспертам между тем нужно продегустировать каждый образец и вынести свой вердикт. Как это происходит на деле?

Просторный актовый зал, с десяток парт, за каждой — по одному эксперту, чтобы они не могли переговариваться между собой. Модератор конкурса объявляет предлагаемую продукцию (например, «сметана массовой долей жирности 20 процентов, произведена по ГОСТу»), на экране появляется состав товара, а помощники выносят каждому дегустатору обезличенный образец в одноразовой таре. Не перепутать его с другими участниками конкурса помогает присвоенный шифр (допустим, СМ05), который никак не связан с торговой маркой. Экспертам предстоит оценить консистенцию продукта, его запах, цвет, вкус, а потом выставить оценку в аттестационный лист. И так — десятки раз! Впрочем, перерывы на отдых тоже предусмотрены. Вот во время их и успеваем пообщаться с комиссией.

Марина Пасюкова.

Начальник производственного отдела Могилевского гособъединения «Мясомолпром» Марина Пасюкова подчеркивает, что даже один и тот же продукт с одинаковым процентом жирности может быть разным по вкусу, консистенции, структурным вкраплениям:

— Поэтому нам как экспертам нужно внимательно за всем следить, чтобы вынести справедливый вердикт. Оценки могут отличаться на сотые балла. Главная цель — выбрать самый достойный продукт.

По словам представительницы Могилевщины, в каждой категории у нее по два-три лидера. По секрету собеседница призналась, за что уже снимала баллы конкурсантам. В образце сметаны была крупка и пузырчатость, в твороге — лишняя влага: отделялась сыворотка.

Впервые в дегустации в рамках «Продэкспо» участвует ведущий специалист КУП «Миноблмясомолпром» — управляющая компания холдинга «Мясомолпром» Дмитрий Гляков. Эксперт обращает внимание: образцы на конкурс предоставляют предприятия со всей республики и каждый производитель старается доказать, что он лучший.

Дмитрий Гляков.

— Чтобы у нас не было соблазна «подыграть» той или иной компании, дегустация закрытая: мы до последнего не знаем, с какого завода тот или иной образец, — объясняет Дмитрий Геннадьевич. — Без этикетки невозможно сказать, из Витебска этот кефир или из Бреста.

По его словам, есть определенные сложности в выборе лучших. Дать оценку легче, когда перед тобой сразу 8—10 образцов.

В качестве примера собеседник приводит сметану. По его мнению, она должна быть вязкая, глянцевого цвета, чистого кисломолочного вкуса без посторонних привкусов. Из представленных на конкурсе большинство соответствовало этим критериям — ниже четырех баллов из пяти за консистенцию и внешний вид специалист не ставил. 

Новинкой для ведущего инженера-химика производственного отдела ОАО «Управляющая компания холдинга «Гомельская мясо-молочная компания» Ирины Таленец стала сметана с массовой долей жирности 30 процентов.

Ирина Таленец.

— Будет интересно узнать на «Продэкспо», кто ее производит, — улыбается эксперт. — К слову, даже продукты с одной жирностью могут отличаться по вкусу: сказываются технологии закваски. Сама при выборе молочных продуктов обращаю внимание на процент жирности. Сметана — не меньше 20, молоко — более трех. Считаю, что они более вкусные. К тому же мы всегда нуждаемся в витамине D, а с жиром он усваивается лучше.

Представительница Гомельщины не скрывает, что ставила заслуженные пятерки сразу нескольким продуктам в одной категории. Ирина Васильевна не согласна с тем, что дети должны употреблять фруктозу в йогурте в качестве альтернативы сахару. В то же время некоторые продукты слишком сладкие, что тоже, по мнению собеседницы, не есть хорошо. В целом эксперт довольна уровнем организации дегустации и видит в этом прежде всего заботу о потребителе:

— Здорово, что проводят такие конкурсы, что нам есть из чего выбирать.
Покупатель вправе сам решать, какой продукт приобрести, мы как профильные специалисты можем только посоветовать что-либо. Но в то же время радует разнообразие отечественной молочки, которое наблюдаем сегодня на полках супермаркетов. Это значит, что в любой категории есть альтернатива и чаще всего один товар не уступает по качеству другому.
Дегустация проведена — что дальше? А дальше — долгое ожидание: итоги конкурса озвучат на «Продэкспо». Там наконец-то раскроют все карты, а производители получат заслуженные награды. Кроме основных Гран-при, золотых и серебряных медалей, предусмотрены дипломы качества. Напомним: 30-я Международная специализированная оптовая выставка-ярмарка пройдет 12—15 ноября в Минске.

КОМПЕТЕНТНО

Елена СТЕПАНОВА, заместитель директора по научной работе Института мясо-молочной промышленности:

— В 2023 году в Беларуси уровень самообеспеченности молоком составил 267 процентов. Отечественные предприятия произвели более 8 миллионов тонн молока. На данный момент в стране выпускается свыше двух тысяч наименований цельномолочной продукции, около 40 наименований масла и почти 480 наименований сыров.

В общем объеме пищевой промышленности выпуск молочной продукции составляет около 29 процентов и в 2,5 раза превышает их потребление. В 2023  году производство молочной продукции на душу населения составило 828 килограммов, а потребление — 244. Такая разбежка способствует наращиванию экспорта. Мы занимаем лидирующие позиции на мировом рынке молочных продуктов. Качество продуктов — это бренд нашей страны, благодаря чему имеем возможность конкурировать в молочной отрасли с Новой Зеландией, Бразилией, США, Европейским союзом.

Деятельность Института мясо-молочной промышленности заключается в научном сопровождении всей молочной отрасли и направлена на обеспечение производства качественной, безопасной и конкурентоспособной продукции.

Белорусские производители стараются постоянно удивлять потребителя. Из последних новшеств — линейка безлактозных молочных продуктов: молоко, сливки, йогурт, сметана, творог, кефир, мороженое, сыр. Это разработка нашего института, которую мы передали для внедрения на отечественных предприятиях.

Также специалисты института трудятся в направлении снижения количества сахара в продукции. В частности, разработаны новые рецептурные составы на мороженое, творожные сырки с пониженной массовой долей жира и заменой сахара на современные низкокалорийные подсластители.

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter