Александр Лукашенко выделил следующие три ключевых условия успешности стратегических проектов. Во-первых, высочайший уровень доверия к оценкам хода выполнения проектов, четкого соблюдения сроков реализации и их результативности. Это требует конкретики и правдивой информации снизу доверху, строгого контроля выполнения поручений, своевременной подготовки аналитических данных.
Во-вторых, эффективное управление стратегическими проектами. Создание системы выбора перспективных направлений развития и высокую скорость реализации проектов при сохранении преемственности с уже работающими производствами. В частности, необходимо углублять и совершенствовать существующие технологические процессы в машиностроении и сельском хозяйстве, опираясь на опыт успешно реализованных национальных проектов, на имеющиеся технологии, научно-производственные школы и подготовленные кадры.
В-третьих, качественное научное сопровождение процессов планирования, проектирования и реализации стратегического проекта «от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта», что выражается в обоснованных предложениях по созданию новых производств, энергетических комплексов и новых отраслей.
Сформулированные Президентом условия продиктованы жизнью и непростой внешней обстановкой, требующими соответствующей реакции органов государственного управления. Это и необходимость защитных и компенсирующих мер от внешних шоков, и определение стратегических перспектив развития национальной экономики на глубокую перспективу, а также актуальность улучшения системы планирования и контроля над реализацией стратегических проектов.
Особая роль отводится науке. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5-го и 6-го) технологических укладов. Беларусь располагает значительным научным потенциалом. В стране свыше 240 научных учреждений, а всего исследованиями и разработками занимаются более 440 организаций. По показателю «научные результаты» Беларусь занимает 40-е место в Глобальном инновационном рейтинге с четкой тенденцией на повышение. В то же время в реальном секторе используются не все научные достижения, что требует как совершенствования внедренческих механизмов и повышения вовлеченности НИИ и действующих технопарков в практику конкретных производств, так и ответственного выбора направлений и тем исследований научными организациями.
Для координации мер по повышению результативности стратегических проектов Президент поставил задачу создания Совета по стратегическим инвестпроектам, конкретизации его функций и форм взаимодействия с предприятиями, отраслями и органами госуправления. Предполагается, что это будет «мощный интеллектуальный институт, встроенный в систему государственного управления, который будет анализировать и предлагать Президенту стратегические проекты», как отметил замглавы Администрации Президента Максим Ермолович.
Стратегические проекты — это не только новые точки роста, новые импульсы и новая энергия развития территорий, отраслей, предприятий и повышение благосостояния каждого жителя Беларуси, но и приумножение практических знаний, умений и навыков работников и специалистов в создании крупных и перспективных предприятий будущего и производстве востребованной и конкурентоспособной продукции.
Важность и актуальность таких проектов несомненна. Главное, как отмечает Президент, — усиливать их конкретику и практическую направленность, полнее вплетать научные достижения в реальную жизнь страны, сохранять и развивать человеческий капитал — те умения и ценности, выработанные и реализованные белорусами в ходе исторического процесса взаимодействия со своей территорией для создания сильной и процветающей Беларуси.
Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ