Фото Сергея ЛОЗЮКА
Необычный автомат в одном из московских торгово–развлекательных центров заправлен виртуальными отметками для Instagram, соцсети с акцентом на фотографии, и ВКонтакте. «Купи лайки» — прямо призывает цветастый слоган на корпусе, и цена, кстати, вполне демократична и сравнима со стаканчиком кофе из похожих устройств: в переводе чуть больше 1,5 белорусского рубля за 100 лайков и почти 3,5 рубля за такое же число подписчиков. Остается только указать на экране свой аккаунт, на который внезапно обрушится волна народного интереса, или фотографию, что вмиг станет любимой. А вот насколько сильно, зависит уже от проглоченной купюроприемником суммы... Расчет фирмы, установившей автомат, не лишен тонкой психологии: чем банально угощать девушку кофе, куда интереснее подарить ей сотню–другую лайков, которые среди подруг еще как сегодня котируются. Предлагает аппарат и физически ощутимый товар — распечатку фотографий из Instagram: 4 снимка обойдутся в 3,5 белорусского рубля. О нетипичной вендинговой машине сообщали даже в центральных американских СМИ. Установила же ее небольшая компания Snatap, которой продажа лайков и экспресс–печать кадров приносит в месяц около 2 — 3 тысяч долларов чистой прибыли.
До нас такие новшества пока не добрались, но бизнес на завсегдатаях соцсетей с помощью похожих машин, пусть и с ограниченным функционалом, в стране уже успешно строят. Еще позапрошлым летом в Минске появился первый аппарат по печати снимков из Instagram — сейчас устройства от компании Pictagram есть в трех столичных центрах. В прошлом году сеть «автоматов для мгновенной радости» (так называют устройства в официальном инстаграм–аккаунте самой компании) вышла за границы Беларуси — первая машина появилась в Ереване. На сенсорном экране достаточно выбрать нужные кадры из своего аккаунта — печатает автомат только четное число снимков, 2 кадра — 2 рубля. Выходит не сильно дороже московских расценок, если считать поштучно. Кстати, распечатанные таким образом снимки удачно играют на струнах ностальгии по мгновенным кадрам популярного в 1990–е фотоаппарата «Полароид». Карточки оформлены в его узнаваемой стилистике — с широкой белой рамкой под кадром. Да и создатели Instagram, говорят, сами при разработке вдохновлялись снимками «Полароида», отсюда и выбор квадратного формата изображения — обычные прямоугольные снимки появились в соцсети лишь несколько лет назад.
Доходы от машин по экспресс–печати снимков в Pictagram раскрывать не спешат, ссылаясь на коммерческую тайну, но очевидно, что белорусской аудитории они пришлись по вкусу. Ничего не говорят и насчет расширения списка услуг за счет продажи лайков. Впрочем, их накрутка, как и количества подписчиков, — давно не новинка. Запрос в поисковике выводит, как минимум, десяток страниц сервисов и агентств, предлагающих подобные услуги. Компании Snatap удалось прославиться только за счет того, что они вывели услугу в «оффлайн» и сделали возможным заказ сотен отметок «понравилось» и новых «фолловеров» на экране машины. Сам онлайн–рынок по продаже лайков в России не в пример крупнее — ежемесячно он измеряется как минимум несколькими миллионами долларов. Здесь уже работают оптом и предлагают подписчиков и лайки партиями минимум по 1.000 штук примерно за 6,5 белорусского рубля. Чаще всего заказывают их коммерческие компании, старающиеся придать вес своему бренду или продукции в соцсетях. Так, в созданные накануне группы за несколько дней нагоняют тысячи и даже десятки тысяч подписчиков — подобная динамика невозможна, когда на страничку подписываются обычные люди.
Тактика может отличаться. Самый простой и дешевый вариант — заплатить за множество ботов, автоматически созданных аккаунтов, за которыми не стоят реальные фигуры. Правда, и заподозрить неладное просто даже неспециалисту: у ботов, как правило, совсем немного или вовсе нет фотографий, как нет и подписчиков, а они, наоборот, числятся «фолловерами» у большого числа аккаунтов. Стоящие за соцсетями компании также постоянно работают над тем, чтобы точнее вычислять таких «роботов»: формально подобная накрутка подписчиков и лайков — нарушение условий пользовательского соглашения, и за это аккаунт могут навсегда забанить. Instagram тут считается относительно незащищенным: ботов в нем очень много, потому и расценки на них наименьшие. В ВКонтакте их вычисляют быстрее, поэтому даже в торговом автомате лайки и подписчики для этой соцсети стоят дороже. Лучше всех сегодня позиции у Facebook: ботов разоблачают и хитрые машинные алгоритмы, и внушительный штат работников–модераторов, поэтому вмиг увеличить здесь популярность группы сложно. Если только не играть по правилам соцсети, то есть приглашать в нее настоящих людей — появилось немало сервисов, где участникам предлагают взаимный обмен лайками или подписками. То есть лайкнул пяток фотографий незнакомых людей — получи пару «нравится» и к своим снимкам.
Впрочем, если компаниями движут понятные коммерческие интересы (логика: раз у фирмы столько подписчиков, значит, ее продукция хорошо известна и качественна), то у рядовых пользователей, похоже, двигатель один — жажда славы. Пусть сиюминутной и виртуальной.
Штрихи к проблеме
Пожелавшим быстрее прославиться белорусам тоже придется обращаться к российским сервисам и компаниями — на нашем локальном интернет–рынке лайки и подписчики, по крайней мере пока, не продаются. Но прокручивать в голове дерзкий бизнес–план — приобрести пару десятков тысяч подписчиков и много зарабатывать на рекламе — не стоит. Благодаря различным программам и доступной в самих соцсетях детальной статистике рекламодатели сегодня могут оценить реальное положение дел в группе или на персональной странице, обращает внимание SMM–специалист ООО «Агентство Интернет Технологий» Анастасия Щеглова:
— Не знаю ни одного белорусского сервиса по накрутке, думаю, такая программа не окупилась бы. Рекламодатели перед подписанием договора, как правило, просят статистику целевой аудитории аккаунта и делают выводы. Раньше ботов покупали, чтобы надавить на психологию, мол, человек охотнее вступит туда, где уже есть люди. Но сейчас метод не слишком эффективен, поскольку любой желающий может проверить, «живая» ли группа или все накручено — программы показывают процент «мертвых» и временно заблокированных пользователей, когда–либо попадавших под бан. Некоторые российские сайты предлагают вступление реальных подписчиков, но чаще всего речь о людях, которым за это платят.
Но вот потешить самолюбие или блеснуть перед друзьями пятизначным числом подписчиков благодаря ботам и нечестной накрутке до сих пор вполне возможно. И чем сильнее ужесточают условия рекламодатели, тем активнее свои услуги предлагают специализированные сайты и агентства рядовым пользователям. Заводя сегодня аккаунт в Instagram, ты попадаешь под настоящую лавину спама, навязчивой рекламы и предложений о накрутке, сетует начинающий блогер Анна Якуш, на страницу которой подписаны около 3.500 человек:
— Первые 50 — 60 подписчиков набежали за неделю, из них 10 — 15 были друзьями в реальной жизни, а остальные — магазины и предложения по работе в интернете. Подобные «подписчики» есть и сейчас, но уже в гораздо меньшей пропорции. Их легко отличить по большой текучке: подписываются на 5.000 человек, а через неделю отписываются, и так по кругу. Толку от них мало. Когда у меня появилось больше фотографий, записей и реальных подписчиков, началась вторая волна запросов в личные сообщения с предложениями по продвижению: накрутка подписчиков, лайков, комментариев. Шаблон у всех один: хвалят блог, сетуют, что фолловеров мало, предлагают помочь — первый месяц/неделю/1.000 человек бесплатно, а затем уже за деньги. Пишут, как правило, из России. Но для серьезного блога накрутка только в минус. Такие фолловеры видны сразу: прирост в блоге идет волнами, а потом боты отписываются или банятся администрацией за сомнительную активность.