![](/upload/iblock/9cc/9cc2d9dabc1f50893e84ad332cebd91e.jpg)
Фото Сергея ЛОЗЮКА
Необычный автомат в одном из московских торгово–развлекательных центров заправлен виртуальными отметками для Instagram, соцсети с акцентом на фотографии, и ВКонтакте. «Купи лайки» — прямо призывает цветастый слоган на корпусе, и цена, кстати, вполне демократична и сравнима со стаканчиком кофе из похожих устройств: в переводе чуть больше 1,5 белорусского рубля за 100 лайков и почти 3,5 рубля за такое же число подписчиков. Остается только указать на экране свой аккаунт, на который внезапно обрушится волна народного интереса, или фотографию, что вмиг станет любимой. А вот насколько сильно, зависит уже от проглоченной купюроприемником суммы... Расчет фирмы, установившей автомат, не лишен тонкой психологии: чем банально угощать девушку кофе, куда интереснее подарить ей сотню–другую лайков, которые среди подруг еще как сегодня котируются. Предлагает аппарат и физически ощутимый товар — распечатку фотографий из Instagram: 4 снимка обойдутся в 3,5 белорусского рубля. О нетипичной вендинговой машине сообщали даже в центральных американских СМИ. Установила же ее небольшая компания Snatap, которой продажа лайков и экспресс–печать кадров приносит в месяц около 2 — 3 тысяч долларов чистой прибыли.
До нас такие новшества пока не добрались, но бизнес на завсегдатаях соцсетей с помощью похожих машин, пусть и с ограниченным функционалом, в стране уже успешно строят. Еще позапрошлым летом в Минске появился первый аппарат по печати снимков из Instagram — сейчас устройства от компании Pictagram есть в трех столичных центрах. В прошлом году сеть «автоматов для мгновенной радости» (так называют устройства в официальном инстаграм–аккаунте самой компании) вышла за границы Беларуси — первая машина появилась в Ереване. На сенсорном экране достаточно выбрать нужные кадры из своего аккаунта — печатает автомат только четное число снимков, 2 кадра — 2 рубля. Выходит не сильно дороже московских расценок, если считать поштучно. Кстати, распечатанные таким образом снимки удачно играют на струнах ностальгии по мгновенным кадрам популярного в 1990–е фотоаппарата «Полароид». Карточки оформлены в его узнаваемой стилистике — с широкой белой рамкой под кадром. Да и создатели Instagram, говорят, сами при разработке вдохновлялись снимками «Полароида», отсюда и выбор квадратного формата изображения — обычные прямоугольные снимки появились в соцсети лишь несколько лет назад.
![](/upload/iblock/edf/edf466959d73c78a148d38115c424a98.jpg)
Доходы от машин по экспресс–печати снимков в Pictagram раскрывать не спешат, ссылаясь на коммерческую тайну, но очевидно, что белорусской аудитории они пришлись по вкусу. Ничего не говорят и насчет расширения списка услуг за счет продажи лайков. Впрочем, их накрутка, как и количества подписчиков, — давно не новинка. Запрос в поисковике выводит, как минимум, десяток страниц сервисов и агентств, предлагающих подобные услуги. Компании Snatap удалось прославиться только за счет того, что они вывели услугу в «оффлайн» и сделали возможным заказ сотен отметок «понравилось» и новых «фолловеров» на экране машины. Сам онлайн–рынок по продаже лайков в России не в пример крупнее — ежемесячно он измеряется как минимум несколькими миллионами долларов. Здесь уже работают оптом и предлагают подписчиков и лайки партиями минимум по 1.000 штук примерно за 6,5 белорусского рубля. Чаще всего заказывают их коммерческие компании, старающиеся придать вес своему бренду или продукции в соцсетях. Так, в созданные накануне группы за несколько дней нагоняют тысячи и даже десятки тысяч подписчиков — подобная динамика невозможна, когда на страничку подписываются обычные люди.
Тактика может отличаться. Самый простой и дешевый вариант — заплатить за множество ботов, автоматически созданных аккаунтов, за которыми не стоят реальные фигуры. Правда, и заподозрить неладное просто даже неспециалисту: у ботов, как правило, совсем немного или вовсе нет фотографий, как нет и подписчиков, а они, наоборот, числятся «фолловерами» у большого числа аккаунтов. Стоящие за соцсетями компании также постоянно работают над тем, чтобы точнее вычислять таких «роботов»: формально подобная накрутка подписчиков и лайков — нарушение условий пользовательского соглашения, и за это аккаунт могут навсегда забанить. Instagram тут считается относительно незащищенным: ботов в нем очень много, потому и расценки на них наименьшие. В ВКонтакте их вычисляют быстрее, поэтому даже в торговом автомате лайки и подписчики для этой соцсети стоят дороже. Лучше всех сегодня позиции у Facebook: ботов разоблачают и хитрые машинные алгоритмы, и внушительный штат работников–модераторов, поэтому вмиг увеличить здесь популярность группы сложно. Если только не играть по правилам соцсети, то есть приглашать в нее настоящих людей — появилось немало сервисов, где участникам предлагают взаимный обмен лайками или подписками. То есть лайкнул пяток фотографий незнакомых людей — получи пару «нравится» и к своим снимкам.
Впрочем, если компаниями движут понятные коммерческие интересы (логика: раз у фирмы столько подписчиков, значит, ее продукция хорошо известна и качественна), то у рядовых пользователей, похоже, двигатель один — жажда славы. Пусть сиюминутной и виртуальной.
Штрихи к проблеме
Пожелавшим быстрее прославиться белорусам тоже придется обращаться к российским сервисам и компаниями — на нашем локальном интернет–рынке лайки и подписчики, по крайней мере пока, не продаются. Но прокручивать в голове дерзкий бизнес–план — приобрести пару десятков тысяч подписчиков и много зарабатывать на рекламе — не стоит. Благодаря различным программам и доступной в самих соцсетях детальной статистике рекламодатели сегодня могут оценить реальное положение дел в группе или на персональной странице, обращает внимание SMM–специалист ООО «Агентство Интернет Технологий» Анастасия Щеглова:
![](/upload/iblock/121/12113f4605f51eda7f919e6c628ff0af.jpg)
Но вот потешить самолюбие или блеснуть перед друзьями пятизначным числом подписчиков благодаря ботам и нечестной накрутке до сих пор вполне возможно. И чем сильнее ужесточают условия рекламодатели, тем активнее свои услуги предлагают специализированные сайты и агентства рядовым пользователям. Заводя сегодня аккаунт в Instagram, ты попадаешь под настоящую лавину спама, навязчивой рекламы и предложений о накрутке, сетует начинающий блогер Анна Якуш, на страницу которой подписаны около 3.500 человек:
— Первые 50 — 60 подписчиков набежали за неделю, из них 10 — 15 были друзьями в реальной жизни, а остальные — магазины и предложения по работе в интернете. Подобные «подписчики» есть и сейчас, но уже в гораздо меньшей пропорции. Их легко отличить по большой текучке: подписываются на 5.000 человек, а через неделю отписываются, и так по кругу. Толку от них мало. Когда у меня появилось больше фотографий, записей и реальных подписчиков, началась вторая волна запросов в личные сообщения с предложениями по продвижению: накрутка подписчиков, лайков, комментариев. Шаблон у всех один: хвалят блог, сетуют, что фолловеров мало, предлагают помочь — первый месяц/неделю/1.000 человек бесплатно, а затем уже за деньги. Пишут, как правило, из России. Но для серьезного блога накрутка только в минус. Такие фолловеры видны сразу: прирост в блоге идет волнами, а потом боты отписываются или банятся администрацией за сомнительную активность.