СТО, агроусадьбы, кафе — как на Могилевщине развивается придорожный сервис

С гостеприимством по пути!

Удобный кемпинг, СТО, блюда национальной кухни в колоритной бревенчатой избе на обочине… Для транзитной Беларуси придорожный сервис — не только экономика, но и визитная карточка страны. «Вблизи дорог нужно создавать и рабочие места — заправки, рестораны, кафе, ремонтные мастерские, гостиницы и так далее», — обозначил задачу Президент. Наши корреспонденты посмотрели, как прирастает подобными объектами Могилевщина.


Местоположение решает многое

На станцию техобслуживания, что в деревне Фойно Могилевского района, один за другим подъезжают большегрузы. Один из клиентов пригнал сюда МАН за 60 километров — из Орши. 

— Услышал подозрительный гул из-под колес, сунулся в местный автосервис, там говорят: очередь, ждите. Ждать некогда, ведь у меня рейсы по расписанию. Урал, Кавказ... В одну сторону наматываю по две тысячи километров. Путь неблизкий, машина должна быть исправна. Поэтому, когда здешние мастера сказали, что меня возьмут, сразу прыгнул за руль, — подчеркивает 37-летний водитель Сергей Карев. — Изначально думал, что дело в подшипниках, а на месте обнаружился износ полуосей на прицепе. С такой поломкой я бы далеко не уехал, ведь у меня груз весит 21 тонну! 

Пока мастера занимаются ремонтом, Сергей отправляется в комнату отдыха — перекус у него с собой, а здесь есть кофемашина, диван, телевизор. И дополнительный бонус для дальнобойщиков — душевая.

— Сначала мы сделали ставку на производство тротуарной плитки, бордюрного камня, силикатных блоков, а три года назад решили открыть грузовой автосервис. Выкупили помещения, создали 13 новых рабочих мест: четыре мастера работают на СТО, четыре — на ремонте, столько же — на мойке, плюс главный механик, — уточняет замдиректора ООО «Фойно» Александр Корольков. — Местоположение решает многое: здесь проходит трасса М-8 Могилев — Гомель, являющаяся частью европейского маршрута Е 95, что связывает Беларусь с Россией и Украиной. Надо было давно организовать тут шиномонтаж, когда фуры потоком шли на Москву, Киев. Из-за пандемии и событий, происходящих в странах-соседках, движение заметно уменьшилось, но клиентов все равно хватает. К нам едут транзитники — на диагностику, гонят грузовики на ремонт жители Могилева и соседней Витебской области, местные — сельхозтехнику на покраску, еще за день 10—20 фур, что следуют из России на МГО «Мясомолпром», заворачивают на мойку.

Автосервис ООО «Фойно» обслуживают 13 человек, в их числе слесарь Владимир Базылев.

Под навесом двое ребят в спе­цовках катят колесо весом более 100 килограммов. «Спустило. Сам на трассе заменил, сюда заехал, чтобы починить запаску и дух перевести, — объясняет 24-летний Артем Базылев, водитель минской фирмы, занимающейся грузоперевозками. — Автосервис работает круглосуточно, условия комфортные, обслуживание комплексное, мастера толковые: и двигатель починят, и если какая проблема с электрикой, разберутся. Ценник хороший, не кусается. Хотелось бы побольше таких СТО на белорусских дорогах».

По мнению Артема, на обочинах должно быть и больше кофеен, где предлагали бы не только блинчики и шаурму, а полноценный обед: «Человеку, который неделями в дороге, сухпаек уже поперек горла. Домашнего хочется: супчика, например, похлебать».

Есть к чему стремиться 

Чтобы отведать первое-второе-третье, далеко ехать не надо: в Фойно напротив СТО — усадьба «Русский двор». Изба из оцилиндрованного бруса, баня, вкусная домашняя еда, при желании можно остаться на ночлег. Строил ее владелец Геннадий Погодин несколько лет:

Хозяин агроусадьбы «Русский двор» Геннадий Погодин уверен: белорусские дороги достойны масштабной инфраструктуры.

— Три номера, одновременно можем принять десять человек. Коронавирус, конечно, спутал планы: из-за него почти год пустовали, но в 2021-м движение пошло. Оживление у нас — с апреля по октябрь: люди едут на своих легковушках в отпуск, останавливаются на постой. На базе усадьбы проводим свадьбы, банкеты, кто-то просто приезжает с семьей на уик-энд. Соседство с СТО погоды особо не делает: дальнобои в целях экономии спать идут не в апартаменты, а в свои машины. 

Что неподалеку от усадьбы скоро откроется кафе, владельца «Русского двора» не смущает. По его мнению, должна быть здоровая конкуренция: бизнесменов это стимулирует, клиентам дает возможность выбора. 

— Если оценивать уровень отечественного придорожного серви­са по пятибалльной шкале, я бы поставил три с плюсом, — откровенен Погодин. — Мы находимся на трассе, по которой можно проехать от Мурманска до Сочи, и белорусский участок дороги достоин более масштабной инфраструктуры.

В Могилевском районе сегодня 14 объектов придорожного сервиса.

В придорожных кафе и ресторанах должно быть уютно и комфортно.

— В их числе семь автозаправочных станций с магазинами и кафетериями, два ресторана, два кафе, одно мини-кафе, этнографический музей «Белорусская деревня XIX века» с гостиницей, кафе и рестораном, — перечисляет начальник отдела экономики Могилевского райисполкома Андрей Шаров. — Строится автосервис на трассе Минск — Москва. В районе деревни Салтановка, на автодороге Могилев — Бобруйск на берегу водоема скоро откроется гостиничный комплекс — 13 домиков, баня. Еще один человек купил недострой в Кадино, доводит до ума, закупил оборудование под кафе. На Могилевщине хорошо развита транспортная инфраструктура: есть широкая сеть транзитных автомобильных дорог международного уровня, и придорожный сервис, конечно, должен быть на достойном уровне.

Ныне придорожный сервис области представлен 75 автозаправочными станциями, 11 СТО, 13 гостиницами и мотелями, 53 пунктами питания, 26 охраняемыми стоянками, 72 площадками для отдыха. И это направление будет активно развиваться. В конце прошлого года в агрогородке Полошково Климовичского района на оживленной трассе Ивацевичи — Москва открылось кафе Bar Boss. Это пять новых рабочих мест. Посетителям — одновременно здесь могут принять более 50 человек — предлагают блюда белорусской кухни, оригинальные угощения. Рядом — удобная стоянка. Согласно генеральной схеме развития придорожного сервиса на автомобильных республиканских дорогах на 2021—2025 годы на Могилевщине планируют открыть еще 11 пунктов питания, семь кемпингов, два мотеля и СТО с мойкой. 

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter