Лучший конькобежец страны набирает скорость и смотрит вперед с оптимизмом
До сих пор обидно. На Олимпиаде в Пекине — 2022, где Игнат Головатюк был знаменосцем нашей сборной, он мог взойти на пьедестал дважды. Это, наверное, выглядело бы сенсацией, но лишь на первый и очень поверхностный взгляд. Игнат — парень невероятно талантливый, целеустремленный и работоспособный. Неоднократный рекордсмен Беларуси, чемпион мира среди юниоров. Переход во взрослый спорт дался ему не слишком гладко, но в Пекине он был действительно хорош! На дистанции 500 метров Головатюк уверенно шел на медаль, но споткнулся и оказался последним. В гонке на 1000 метров летел пулей, однако до бронзы не дотянул жалких 0,15 секунды… Домой наш скороход возвращался хоть и без наград, но с мировым признанием: в пуле лучших конькобежцев планеты белоруса признали своим.
Дальше вы знаете: мир слетел с катушек, а спортсмены оказались крайними — в угоду политическим негодяям белорусов и россиян не стали пускать на международные старты. Каждый это переживал по-своему: кто-то с камнем за пазухой, кто-то с фигой в кармане. А кто-то, как Игнат Головатюк: бодро, не унывая и с оптимизмом глядя в будущее.
— Прошлый сезон из-за дисквалификации получился не то чтобы неполноценным, а скорее необычным, — делится мыслями Игнат. — Да, в силу политического отстранения мы не имели международной практики, но было много стартов в России и Беларуси. И в принципе, все, что планировали, выполнили: и касательно программы сборов, и турниров. Плюс немножко поменял тренировочный план в разрезе четырехлетней подготовки к Олимпиаде-2026. Я достаточно возрастной спортсмен, уже 26, и мне необходимо концентрироваться и развивать те качества, которым раньше уделял меньше внимания.
— Отстранение от мировых и европейских соревнований как-то сказалось на вашей мотивации?
— Никаких упаднических настроений не испытал и не испытываю. Скорее, наоборот. Знаете, после Олимпиады в Пекине произошел прилив мотивации, энергии и желания работать. Можно сказать, поверил в себя. На дистанции 1000 метров на Играх мне не хватило всего 15 сотых секунды до бронзовой медали, я показал очень высокий результат и понял, что могу бежать действительно быстро. Прошлый сезон на этом всплеске провел, считаю, тоже хорошо.
— Государство поддерживает вас?
— Очень! Знаю, что некоторые российские конькобежцы меняют гражданство — уезжают в Казахстан, Китай, Европу… Причем спортсмены титулованные и очень перспективные, такие как Елизавета Голубева, Кристина Силаева… Российская федерация никак не может их удержать и заинтересовать, более того, рассказывали, что некоторым зарплаты обрезали, контракты не продлевают. Мне трудно судить, может, страна в их услугах больше не нуждается, но в Беларуси мы свою необходимость чувствуем и не обижены.
— А если вам предложат хороший зарубежный контракт?
— Он у меня уже был почти в кармане: после Олимпиады должен был отправиться в Голландию выступать за один из клубов. Отличный вариант для индивидуального роста, приобретения опыта и постоянной соревновательной практики в высокой конкурентной среде. Можно сказать, сидел на чемоданах. Но началась СВО, и в Нидерландах запретили командам иметь в своих составах легионеров из России и Беларуси. Подчеркну, что у нас были и остаются отличные отношения со всеми голландскими спортсменами и тренерами, но они ничего не могут сделать и вынуждены подчиняться политическим решениям.
— Про смену гражданства не думали?
— Я люблю свою страну. У меня отец — военный, и я патриот. Мой принцип: где родился, там и пригодился. Своими достижениями я прославляю страну и доказываю, что можно добиваться высоких результатов и покорять вершины, готовясь в Беларуси. Ничего менять, и тем более страну, не собираюсь.
— А все ли у нас есть для плодотворной подготовки конькобежцев самого высокого уровня? Или все же нужно куда-то выезжать на сборы?
— Для национальной команды созданы идеальные условия, вся программа, запланированная тренерами, выполняется на сто процентов. Да, не хватает горных сборов, но это уже проблемы ландшафта, провести их в Беларуси просто невозможно. Поэтому приходится путешествовать. В этом сезоне первый сбор отработаем в Красной Поляне в Сочи, второй — в Казахстане. Для нашего вида спорта тренировки в условиях среднегорья и высокогорная подготовка необходимы, и это мы нарабатываем за пределами страны. Все остальное на высшем уровне: лед, силовая подготовка, велосипед — все замечательно.
— Вы любите скорость?
— Не сильно. За рулем езжу, как дедушка: аккуратно и исключительно по правилам. Так что на катке и за рулем машины в городских условиях скорость моего передвижения приблизительно одинаковая.
— Скорость зависит ото льда. А насколько на нее влияют экипировка и коньки? Кто вам их, кстати, точит?
— Иногда сам, но перед важными стартами только тренер. Экипировка… Знаете, на этот счет много мнений. Лет пять назад даже всерьез говорили, что самый быстрый цвет — синий. И многие верили, старались выступать в комбинезонах именно этой цветовой гаммы. Я считаю, что результат зависит не от цвета, а от готовности спортсмена и, может быть, везения. Сам по себе беговой костюм сделан из специального прорезиненного материала. Для массовых стартов, кстати, теперь используют кевларовый — специально, чтобы не порезаться и не пораниться в случае падения и контакта с чужими коньками, острыми как бритва. К слову, любопытный факт. Масс-старты с недавних пор спортсмены бегают еще и в защитных шлемах. А причиной такого решения стало жесткое падение на чемпионате мира — 2016 в Коломне нашего Жени Болгова — упал, потерял сознание, получил сотрясение… К счастью, обошлось.
— Амуниция дорогая?
— Комбинезон стоит около 500—600 евро. Лезвия и коньки, сделанные по индивидуальному слепку, — порядка двух с половиной тысяч. Но это только видимая часть айсберга, потому что для полноценной подготовки нужно еще очень много. Велосипеды, например, которые активно используются во внесоревновательный период, недешевые качественные шиповки для легкоатлетической подготовки, ролики, специальное силовое оборудование…
— Не пострадали в этом плане из-за санкций?
— Все в порядке: коньки и лезвия поставляются лучшие в мире, голландские. Никаких проблем нет.
— На какие секунды и на каких дистанциях, если не секрет, нацеливаетесь в грядущем сезоне?
— Буду пробовать свои силы в командных гонках и, конечно, побегу свои коронные дистанции — 500 и 1000 метров. Буду практиковать и более длинные, чтобы развивать дистанционную скорость. По секундам не скажу, потому что не знаю, где и какие старты будут, на каких аренах и на каком льду. От этого сильно зависит итоговый результат. На этапах Кубка мира, например, самые быстрые катки на высокогорье в Канаде и США. По сравнению с равнинными — огромная разница. Тут много нюансов. От тех же присадок, например, и химических добавок, которые добавляют при подготовке льда. У нас их не закупают, потому лед медленный. Личные достижения обновить будет проблематично, но есть такое понятие, как рекорд катка. В прошлом сезоне я установил подобный в Иркутске. Надеюсь, еще несколько смогу переписать на свое имя в наступающем сезоне. А вообще, буду стремиться побеждать в каждой гонке, искать запас, потенциал. Хочется также добавить в технике и, как уже сказал, дистанционной скорости. Над этим предстоит много работать.
— Спорт — это работа. А как вы расслабляетесь?
— Дочке Василисе сейчас чуть больше трех месяцев — недавно я стал папой. Думаю, больше ничего говорить не надо — все свободное время отдаю семье.
— Ну и заключительный вопрос: чего ждете от грядущего сезона?
— Побед, высоких скоростей и хороших результатов. Главный старт — первенства России, которые пройдут в Иркутске и Кемерово. Конкуренции со стороны россиян хватает, там выступают призеры Олимпийских игр и Кубков мира. В прошлом году было очень приятно их побеждать, в этом тоже хочу стать чемпионом.
s_kanashyts@sb.by
Конькобежец Игнат Головатюк: упаднических настроений не испытал и не испытываю. Скорее наоборот
С флагом по жизни
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.