Есть особый символизм в том, что «протестный» бумеранг против бестолковой политики литовских властей прилетел нашей соседке именно в эти дни. Ровно год назад они уже потирали руки: вот-вот в Беларуси случится государственный переворот, а ее руководство перейдет к уже прикормленным «невероятным». Однако наша страна оказалась в числе тех немногих, где реализовать сценарий "цветной революции" так и не удалось. Даже при том, что у нас отрабатывались лучшие практики и методики. Такое мнение озвучил доктор политических наук, профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло во время онлайн-встречи международного медиаклуба «Формат А-3».
По словам Андрея Манойло, все "цветные революции" – это результат деятельности одной технологии, в которой используется управление большими массами людей. Из них формируется агрессивно настроенная толпа. Причем в нашей стране потоков зомбированных людей было несколько. Не один майдан, как в Украине. Людей в толпе тщательно настраивали на враждебность против действующей власти. Данная модель лежит в основе любых "цветных революций", подчеркивает политолог, однако в Беларуси применили своеобразный сценарий.
– С одной стороны, в основе массовых выступлений лежала классическая модель "цветной революции", а с другой – здесь сошлись лучшие практики, приемы и технологии. Они были отработаны на протяжении двух десятков лет в разных кейсах "цветных революций" других стран.
Схема связи и координации целиком была взята из массовых волнений в Гонконге. Как реплика она перенеслась на белорусскую почву. А схема организации госпереворота один в один повторяла схему 2019 года, которая была впервые применена в Венесуэле. Так называемый сценарий «Венесуэльского прецедента». Режим Мадуро чудом удержался у власти, потому что схема безупречна. Такой она остается и сейчас.
Однако Беларусь выстояла. При этом, по мнению российского политолога, платить той же монетой коллективному Западу за попытки устроить у нас "цветную революцию" не следует. И вот почему:
– Организация государственного переворота – это тяжелое международное преступление, за которое придется отвечать. И если американцы идут на смену политических режимов в других странах под маской "цветных революций", это им еще аукнется. Пока что схватить их за галстуки и отвести в сторону военного трибунала не удастся. Но придет время – и расплата за преступления настигнет обязательно.
Назвал эксперт и сумму, в которую обычно обходится "цветная революция" – это примерно 50 миллионов долларов.
Обычно деньги выделяются на "демократизацию" различным НКО и НПО, которые, в свою очередь, взращивают оппозиционные настроения в обществе. Видимо, недофинансировали белорусские протесты, если на пике на улицы вышло только 46 тысяч человек. А ведь замахивались и на подкуп высших должностных лиц. Об этом в ходе общения рассказал политолог, декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин:
– Многие министры признали, что с весны прошлого года они столкнулись с попытками прямой торговли, подкупа, запугивания, давления на семью. Как правило, это делали через друзей, однокурсников, одноклассников, друзей членов семьи… Использовали ближний круг, чтобы так или иначе повлиять на достаточно высокопоставленную фигуру, чтобы привести к расколу элит белорусского истеблишмента. Но не вышло.