Подобная оттепель дает надежду, что найден баланс в отношениях надзорных ведомств двух стран. По крайней мере, очень хочется в это верить.
За запретами, которые ранее с завидной регулярностью вводил Россельхознадзор, стоит нечто большее, чем закрытая дверь на прилавок. На российском рынке завязано без малого 80 процентов белорусского экспорта. Стоит ли объяснять, что всякое ограничение оборачивается не только многомиллионными потерями для наших производителей, но и репутационными издержками для страны. Несомненно, работа по диверсификации идет. Только найти новый рынок и выстроить торговые отношения сложнее, чем кажется на первый взгляд, — зачастую на достижение поставленных целей уходят месяцы и даже годы. А время, как не зря говорят, — деньги.
В том, что с недавних пор наметились подвижки, немалая заслуга нашего Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода, руководство которого не единожды садилось за стол переговоров с Россельхознадзором, ведет с ним тяжелые позиционные дискуссии. Не раз за стол переговоров садился и глава белорусского аграрного ведомства Анатолий Хотько. И его визави был российский коллега Дмитрий Патрушев. На днях состоялась еще одна такая встреча. Стороны согласовали основную часть вопросов по аграрной политике (в том числе касающиеся сотрудничества в сфере АПК) и обсудили текущий статус работы по согласованию дорожных карт Союзного государства. Как видим, идет совместная работа по формированию единой аграрной политики.
Конечно, кто-то возразит: мол, зачем стучаться в закрытую дверь, то бишь на российские прилавки. И как вариант предложит демонстративно уйти с рынка, чтобы избежать нарочитой предвзятости. Это не выход. Негоже, поддавшись сиюминутным эмоциям, уходить с экспортного плацдарма. По ряду причин. Да, мы идем по пути диверсификации, постепенно снижая долю российского рынка в структуре поставок, — теперь это 78,7 процента, что ниже прошлогоднего уровня на 0,6 процентных пункта. Но следует признать, что ввиду его близости, как территориальной, так и вкусовых предпочтений потребителей, он был и останется премиальным. Это подтверждают свежие цифры: за текущий период сельхозэкспорт в Россию увеличился более чем на 3 процента и составил 3,1 миллиарда долларов.
Кроме того, Беларусь активно наращивает производство сельхозпродукции: за 10 месяцев в сопоставимых ценах сумма составила 18,7 миллиарда рублей, что на 2 процента выше прошлогодней. Валовое производство молока за 10 месяцев достигло 6215,7 тысячи тонн, что на одну десятую процента больше, чем в 2018 году. Уже в силу этого с проторенных торговых путей уходить нельзя — их нужно укреплять.
Учитывая тот факт, что вместе с ростом валового производства снижается себестоимость сырья и, собственно, произведенной продукции, мы можем предложить покупателям весьма выгодную и, главное, конкурентоспособную цену. На что не единожды жаловались российские производители, которым сложно конкурировать с более дешевыми белорусскими продуктами питания, к тому же высокого качества.
К слову, поставки белорусской сельхозпродукции идут в 94 страны мира. В последнее время активно развивается дальнее зарубежье — в этом году удалось выйти на рынки 11 новых стран. Может, вся соль непростых отношений с восточной соседкой в том, что кому-то сложно смириться с тем фактом, что, не являясь лидером по производству сельхозпродукции, Беларусь входит в тройку ведущих стран-экспортеров молочки?