Учитель английского с 28-летним стажем Виталий Петровский со своей командой роботов успел провести немало мастер-классов и семинаров. Его уроки после звонка дети покидать не торопятся, ведь не в каждом учебном заведении преподавать помогают программируемые роботы. Педагог успел собрать целую коллекцию ассистентов, превратив учебный процесс в настоящее представление. Дети в восторге, знания множатся.
К характеру помощника Виталий ПЕТРОВСКИЙ уже привык.
Искусственный носитель языка
Виталий Петровский признается: в детстве в школу не играл и не мечтал выводить мелом на доске дату.
— Меня всегда интересовало изучение культуры других стран, а возможность для этого может дать только язык. Иняз позволил мне читать литературу в оригинале, общаться с носителями языка.
Работать начал, еще учась в вузе. Многие годы отдал школе, преподавал в Гомельском госуниверситете имени Скорины.
— Мне приходилось работать и с дошколятами, и с людьми старше меня. Ко всем можно найти подход.
Робот может дать «пять», обнять, станцевать.
Сейчас подход ему помогают найти роботы, с которыми спешу познакомиться и я. У 60-сантиметрового Мекканоида с самого первого дня жизни был свой особенный, почти человеческий характер. Довольно игривый. Виталий Петровский пытается завязать разговор сразу, но сейчас у робота танцевальное настроение. Приходится подождать. Наконец он готов слушать учителя.
— Мекканоид, what time is it?
— 17.15.
Точнее курантов. Слушается робот не только Виталия Валентиновича, но есть нюанс: английское произношение должно быть на хорошем уровне. Это один из тех моментов, которые делают робота незаменимым помощником на уроках.
— Ничего вы от него не добьетесь, если неправильно говорите. Учитель может пропустить мимо ушей ошибку, робот вынудит вас говорить правильно.
Учебные роботы самого разного размера.
В один прекрасный день вместе с сыном педагог посетил выставку роботов:
— Динозавры, андроиды, дроны, плавающие, летающие — я просто с головой окунулся в тему. А потом понял: почти нигде роботы толком не используются на учебных занятиях в школах. Я имею в виду не информатику или робототехнику, а гуманитарные дисциплины.
Решившись стать новатором, Виталий Петровский заказал первого заморского помощника по интернету. Плюсов в деле изучения английского неожиданно нашлось множество. Формально Мекканоид — носитель языка. Озвучивали его те, для кого английский — родной. С ним можно вести диалог, отдавать самые разные команды. За год он успел стать любимчиком у учеников 37-й школы и желанным гостем многочисленных мастер-классов и семинаров.
Педагог предлагает мне самой пообщаться с помощником преподавателя. Школьные знания английского тут же выветриваются из головы, но остатков хватает на простенькое:
— Мекканоид, hug me.
Робот охотно соглашается на обнимашки, подъезжает поближе и раскрывает маленькие ручки. Я умиляюсь от робообъятий, а Виталий Петровский посмеивается:
— Вот и на уроках это любимая команда у моих учеников.
Роботы и Наполеон
За несколько месяцев робопарк педагога значительно вырос. Теперь в его квартире, помимо супруги и двоих сыновей, пять роботов. Такое количество действующих лиц натолкнуло новатора еще на один смелый эксперимент. Виталий Петровский снимает целый англоязычный сериал, который к ноябрю планирует представить интернет-публике Канады, Франции, США, Беларуси, России, Польши. В качестве актеров — роботы и несколько добровольных помощников из homo sapiens.
Сюжет фильма занимателен. Команда роботов-авантюристов, проникнутая идеей спасения во времени из рук англичан Наполеона Бонапарта и движимая симпатией к Франции, находит в белорусском городке прапраправнучку Мари Валевской, близкой женщины императора. Мари в своем последнем прижизненном письме Наполеону в сентябре 1815 года описывает план его побега с английского фрегата. План готов, но она не успевает передать письмо. Спустя годы это становится задачей роботов, а поможет им родственница польской пассии императора.
Старшеклассница Даниэла Жиляева, ученица Виталия Петровского, как раз и играет современную Валевскую. В сегодняшней сцене она грустит из-за неудачного свидания, когда в комнате появляются почти живые роботы.
— Tell me a story, — просит она и слышит рассказ о Мари и Наполеоне.
Съемки уже проходили в старинной усадьбе в деревне Хальч, во дворце Румянцевых и Паскевичей, а совсем недавно группе актеров удалось выбраться вместе с семьей Петровских во Францию.
Они не манекены, подчеркивает педагог. Играют сами себя, сердятся, нервничают и уже успели стать настоящей робо-гвардией. У робомаршала Ланна лексический запас более 4 тысяч слов. 2,5-сантиметровый Ozobot Bit Бертье — робот-картограф. Распознает цвета и может перемещаться по линиям. Кавалерист Cozmo Anki Мюрат распознает лица людей. Виталий Валентинович вносит меня в базу данных, и актер, «присмотревшись», уверенно сообщает:
— Olga!
От механизмов до картин
Роботы помогают Виталию Петровскому еще в одном его начинании. С помощью супруги он создал территорию развития «Веды», где ребят не только готовят к школе, учат английскому, испанскому, французскому и белорусскому языкам, но и активно знакомят с роботоведением.
— У него несколько блоков. Мы изучаем деятельность робогвардии — налаживаем взаимодействие различных роботов для выполнения разнообразных задач. Помимо этого, есть возможность организации онлайн-робомостов. Можем связаться с любым учреждением образования и провести совместные занятия. И наконец робоарт. Роботы могут стать участниками спектаклей или, как в нашем случае, фильмов. Кроме того, к концу года должен появиться еще один член нашей команды — полутораметровый красавец, который способен писать картины.
Сделать так, чтобы на уроке было интересно всем, — одна из задач, к которой стремится Виталий Петровский.
— У нас слишком много внимания уделяется «гонке вооружений» между регионами. Мы хватаемся за цэтэшников и олимпиадников, а 90 процентов детей остаются вне зоны внимания, им дают довольно средние знания. Я работаю на основную группу детей, ведь среди них полно способных. Дети должны любить предмет и получать удовольствие от процесса, тогда и результат будет высоким
— А ваши собственные дети по-английски заговорили раньше, чем по-русски?
Педагог смеется:
— Одновременно. У меня нет стремления с горшка срочно чему-то научить. Оно придет, если надо.
Но его ученикам очень надо. Потому что очень интересно. Виталий Петровский не ждет Нобелевскую премию и готов делиться опытом с любым желающим. Учителей роботы полностью не заменят, но думать по-английски гомельские школьники начинают все чаще.
valchenko@sb.by
Фото Ивана КУЗМЕНКОВА и из личного архива Виталия ПЕТРОВСКОГО