60 лет фильму «Женитьба Бальзаминова»

Рецепт вечной молодости

«Женитьба Бальзаминова», несмотря на свой немалый по меркам кинематографа возраст — 60 лет, по‑прежнему остается одной из любимых советских комедий. Рецепт идеального фильма: блестящая актерская игра, тщательно подобранный ансамбль, грамотная режиссура, а самое главное — великолепный драматургический материал. И все же превратить театральную классику в классику кино дано далеко не всякому. Режиссеру Константину Воинову это удалось.

Экранизировать пьесы великого русского драматурга Алексея Островского Воинов мечтал еще в 1930‑е годы, когда прибыл в Москву из Астраханской губернии и стал студентом театральной студии Николая Хмелева. И с тех же давних лет он мечтал снять в кино своего соученика и близкого друга Георгия Вицина. Однако воплотить эту мечту в жизнь ему удалось лишь несколько десятилетий спустя. За основу будущего фильма режиссер взял трилогию Островского о мелком чиновнике Михаиле Бальзаминове, который живет в купеческом Замоскворечье и ищет себе богатую невесту: «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Правда, от второй пьесы в сценарии остались лишь небольшие, но сочные куски, иначе режиссер не уложился бы в хронометраж.

Поскольку свой замысел Константин Воинов вынашивал многие годы, актеров набирал без проб, точно зная, кто и что должен сыграть. Потому в роли 25‑летнего Бальзаминова он видел только своего друга Вицина, которому было уже 46 лет. И отказал молодому и перспективному Александру Калягину, хотевшему сыграть эту роль. А Вицину, чтобы выглядеть в кадре молоденьким живчиком, пришлось идти на многие жертвы и ухищрения. Месяц он сидел на диете и непрерывно занимался спортом, чтобы согнать намечавшийся животик и обрести юношескую стройность, в грим добавлял красной краски, чтобы щеки были младенчески-розовыми, а морщины прятал с помощью тщательно прорисованных веснушек. 


Каждый раз, гримируясь перед съемками, артист шутил: «Женитьба набальзамированного!» 
Точку в образе поставил легкомысленный кудрявый паричок и манера двигаться: помахивание тросточкой, кокетливая подпрыгивающая походка. И все же его Бальзаминов выглядит не дурачком с хитрецой, а скорее человеком безобидным и донельзя наив­ным.


Парадоксы с возрастом на съемках случились не только у Вицина. Так, играть матушку Бальзаминова режиссер пригласил Людмилу Шагалову, которая была моложе актера на пять лет. И как одного пришлось на два десятка лет омолодить, так ее надо было изрядно состарить. Актрису обматывали толстенными слоями ваты, чтобы создать впечатление грузной фигуры, вздергивали нос, с помощью клея делали на лице морщины, а зубы чернили специальным лаком. К этому лаку прилипал язык, так что говорить Шагаловой было неимоверно трудно, пока она не наловчилась опускать его к нижнему ряду зубов — и старушечий говорок появился сам собой. Она даже завела подружку в Суздале, где проходили съемки, среди местных старушек и в конце шокировала ее, явившись в своем натуральном виде. К слову, с Вициным они вновь сошлись на съемочной площадке несколько лет спустя на съемках у Леонида Гайдая: в комедии «Не может быть!» сыграли родителей невесты в новелле «Свадебное происшествие».

Екатерина Савинова сыграла в фильме служанку Матрену — яркий и запоминающийся образ, а ведь она была на тот момент уже тяжело больна. На съемках картины «Приходите завтра…», где играла главную роль Фроси Бурлаковой, артистка попила парного молока, а затем слегла с бруцеллезом, который дал осложнения на нервную систему. Снимаясь в «Женитьбе Бальзаминова», Савинова чувствовала себя плохо и глотала таблетки горстями, однако играла на совесть, с полной самоотдачей, как будто зная, что это ее последняя значимая роль. Спустя всего несколько лет артистки не стало.

Роль свахи Воинов предложил настоящей звезде: Лидия Смирнова была очень востребованной актрисой и имела массу поклонников, а здесь ей пришлось играть образ совершенно для нее нетипичный. Она долго искала рисунок роли, пока однажды не вспомнила женщину, с которой столкнулась в эвакуации: «И вот, вспоминая эту тетку — неумную, шепелявую, трясущуюся над своими вещами, я вдруг поняла, как надо играть сваху, и все у меня появилось…»

Нонна Мордюкова, полюбовавшись своим гримом в роли купчихи Белотеловой, звонила подруге и делилась впечатлениями: один в один купчиха за чаем с картины Кустодиева! 

К слову, знаменитую сцену, где ее героиня наступает на растерянного Бальзаминова и оглушает его страстным поцелуем, сняли только с 29‑го дуб­ля. Режиссер показывал, как актриса должна целовать своего партнера — и у нее никак не получалось понять, чего же от нее хотят. «У Вицина бедного все лицо уже красное, пятнами, и шея... И поцарапан о гвоздь в заборе! А режиссер: «Давайте сначала!» — вспоминала Мордюкова. В итоге она просто скопировала интонации Воинова, в очередной раз поцеловав Вицина и стукнув его головой о забор. И режиссер закричал: «Нонночка, миленькая, молодец, прекрасно!» Но мучения того стоили, за роль вдовы актриса получила Госпремию имени братьев Васильевых и любовь миллионов зрителей.

У Лидии Смирновой, игравшей сваху, случился свой персональный кошмар: сцену, где она ест пирог, переснимали раз за разом. «Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог, и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его все полностью устроило», — вспоминала актриса. Притом что с режиссером они на тот момент уже около 30 лет были в близких отношениях — и все равно он ее не пощадил.

Многие прекрасные актеры играют в этом фильме роли совершенно для себя нетипичные: Ролан Быков — в роли кутилы‑военного с лихо торчащими бакенбардами, звезда фильма «Баллада о солдате» Жанна Прохоренко — в роли отчаянно кокетничающей купеческой дочки, как будто сошедшая с картины Федотова «Сватовство майора». Людмила Гурченко — ее трепетная подружка, совершенно неузнаваемая в накладных буклях и очках на носу, Тамара Носова, только что сыгравшая в «Королевстве кривых зеркал» добрую тетушку Аксал, — у Воинова ей пришлось изображать непревзойденно глупую купчиху Ничкину, пересказывающую бредовые слухи. Надежда Румянцева — Тося из «Девчат», представшая в образе еще одной купеческой дочери — Раисы, киснущей от скуки. И ее сестра Анфиса — актриса Инна Макарова, в которой совершенно не узнать Любу Шевцову из «Молодой гвардии». Также в эпизоде, в роли без слов мелькнула Наталья Крачковская.

Фильм был снят на одном дыхании, всего за три месяца. А места, связанные со съемками, стали достопримечательностями Суздаля: дом Бальзаминова находится по адресу Старая улица, 13. Кстати, на этом же подворье, только с другого фасада, снимали дом Анфисы и Раисы, где они под треньканье балалайки выдавали свою пламенную сид­роль.

ovsepyan@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter