Письма из деревни: когда магазины потребкооперации вернут себе былую славу?

Раздеваться и работать

С мотоблоками, точно, попали мы в самую точку. Зацепило это людей, причем не только сельчан-пользователей, но сотрудников ГАИ, депутатов, другие исполнительные инстанции. Тема вроде и незаметная, но при ближайшем рассмотрении… В общем, посмотрим, что будет дальше, и обо всем сообщим читателям. Ждут новостей и в моей деревне-агрогородке. И не только о правовом статусе мотоблоков, но и, например, о том, насколько родной сельчанам магазин потребкооперации «Родны кут»? Или, может, передвижной «Евроопт» либо иная частная лавка все-таки роднее, в смысле, нужнее и полезнее…

3. Спрос есть, а денег нет…

Многое видел за свою журналистскую жизнь, в том числе и сельские магазины в разные периоды нашей истории. Включая и талонную систему распределения товаров при развале великой страны и в допрезидентской Беларуси — голые прилавки, неопрятные продавцы и недовольные покупатели. И совсем-совсем не ожидал увидеть что-то подобное (за исключением «неопрятных продавцов») сейчас не в фильме-хронике, а в своей деревне наяву. Что называется, сходил в магазин за молочком…

Захожу. Знакомая продавщица любезно улыбается. Знает, что я здесь бываю редко, а если и бываю, то интересуюсь не столько своими покупками, сколько состоянием дел в единственном магазине агрогородка. Вот и сейчас вижу: прилавки по ассортименту являют из себя совершенно жалкий вид. От того, что в зале торговых полок поубавилось, он бесполезно увеличился, еще ярче отражая соотношение было — стало.

— Здесь же в правом углу был длинный прилавок с необходимым в деревне товаром — от резиновой обуви до инструмента, электротоваров, тех же гвоздей… — удивленно смотрю на продавщицу.

— Да, был. Но сейчас нет, только вот эти мелочи…

— А на главном прилавке, сразу за вами, — ни сигарет, ни пива, ни толковых консервов, ходовой все же товар, что — не спрашивают?

— Еще как! Но сигарет уже не завозили больше полугода, с пивом тоже перебои. Вот несколько бутылок водки да вино местного разлива…

— Послушайте, но те несколько палок вареной колбасы, что валяются под стеклом на переднем прилавке, по-моему, давно не знали холодильника, не так?

— Так, тут температура где-то около плюс пяти.

— !?

Диалог с продавщицей на этом не закончился, но приводить его весь смысла нет. (Хотя к ее работе претензий нет, разве только к зарплате — низковатая.) Суть и так понятна: плохи дела у потребкооперации. Причем за год стали еще хуже. Тем летом, помнится, я попытался помочь сельмагу и злоупотребил служебным положением — позвонил руководству Докшицкого филиала потребобщества. Вскоре сигареты в сельмаг завезли-таки, и продавец — за резкое повышение товарооборота, и механизаторы — за курево в разгар уборки хлеба, все были очень благодарны. Но, как выяснилось, на этом нормальное снабжение закончилось — снова пугающе пустые прилавки.

И вот здесь очень важны мотивы. Мои мотивы. Почему снова пишу об этом в республиканской государственной газете, подвергаю критике потребкооперацию в отдельно взятом районе? Тем самым вроде как подсказываю оппозиционным ищейкам: вот, мол, что на местах творится. Ну, во-первых, отлично помню просьбу и поручение ­Президента на Форуме медийного сообщества в Могилеве: не проходить мимо недостатков. Во-вторых, слишком уж системной, похоже, стала хромота сельской торговли, явно продолжающей уступать позиции конкурентам. И в-третьих, лучше мы сами публично, своевременно и досконально обсудим свои проблемы, чем подарим возможность тем же ищейкам полоскать их в инфопомойках.

Скажу сразу: мои односельчане вниманием со стороны торговли не обижены. В деревню регулярно заходит автолавка «Евроопта». Практически любой товар и продукт (включая и сигареты с пивом) можно заказать и через почту, и знакомый синий фургон с белой полоской доставит все необходимое почти к калитке дома. И еще: в трех километрах езды на велосипеде по асфальту, в соседнем агрогородке, и вообще несколько частных магазинов с завидным снабжением и ассортиментом.

Но мне за доблестную потребкооперацию обидно! Ей уже столько раз прощали недоработки на государственном уровне, ее оптимизировали, укрепляли кадрами, баловали преференциями, одним словом, что только ни делали, а воз и ныне почти там. На задворках сельских магазинов. Когда же им вернут былую славу?

Примерно такой вопрос задал уже из Минска начальнику Докшицкого филиала Витебского областного потребительского общества Татьяне Коляго. Кстати, не успел представиться, как Татьяна Николаевна сказала: «Да, я знаю, вы были в Великосельском магазине, задавали вопросы». Завидная оперативность и осведомленность. Вот бы эти качества да в организацию снабжения, в принятие деловых решений, хотя бы по ремонту холодильных камер для увядающих колбас. А может, так и есть и уже что-то изменилось за эти пару недель после того, как я сходил за молоком в сельмаг? Оказывается, ничего! А почему?

И тут я услышал типичный, аргументированный ответ, подробно объясняющий, почему односельчане в магазине потребкооперации не могут купить многого из того, что им надо каждый день. Главный и угадываемый аргумент — не достает денежных ресурсов для закупок необходимых товаров. И самое убийственное: такая примерно обстановка практически во всех сельмагах региона (этот ответ, видимо, должен был меня успокоить, раз не только в моем магазине такие плохие дела). По табачной группе, причем не обязательно по импортным сигаретам, по своим отечественным и более дешевым — вообще швах. Их годами не завозят в сельмаги, не за что!

По словам торгового начальника (а в зону компетенции возглавляемого Татьяной Николаевной филиала, как я понял, входят Шарковщинский, Глубокский и Докшицкий районы), более-менее стабильно сельмаги снабжают той продукцией, что изготовлена на витебских предприятиях. И то — продукты и товары, которые потребкооперации доступны и по карману, доставляют прежде всего в те деревни, куда не ходят машины еврооптовской сети и синие фургончики «Белпочты» и где не торгует стационарно частник.

А дальше что? А дальше, по словам моей собеседницы, готовится серьезный пакет преференций для потребкооперации на государственном уровне, и вот тогда ситуация резко изменится к лучшему. Ну, дай-то бог. Допустим, масштабные финансовые проблемы популярной торговой сети, выполняющей к тому же и важнейшую социальную функцию, я понимаю. Тем более, что знаю точно: наше государство и впрямь не оставит ее без поддержки и внимания. Пройдет короткое, надеюсь, время, и потребкооперация еще даст фору своим конкурентам.

Но пока-то что? Почему не делается то, что возможно без всяких преференций и дотаций? Скажем, ту же холодильную камеру можно было давно починить. Или удовлетворить посильные и насущные заявки в поставках? Что, и об этом не знает периферийное руководство? Вроде, знает. И Татьяна Николаевна, по ее словам, была в магазине, и даже (!) из райисполкома сюда «заглядывают». Правда, по словам продавца, проверяющие все посмотрели, записали, но это было давно, и ровным счетом ничего не изменилось. А заявки из сельмага наверх поступают между тем еженедельно. Стало быть, кто-то в цепочке исполнителей совсем не хочет «раздеваться и работать»...

Кстати, в том, что среди ряда дефицитных товаров на прилавке своего сельмага я назвал пиво, консервы и сигареты, поверьте, ничего личного. Сам обходился бы без них сто лет. Но жизнь, увы, такова, что именно этот ассортимент пользуется повышенным спросом у определенных групп сельчан. Соответственно, и в товарообороте за ним солидный процент. Правда, и в печальной статистике последствий его употребления — тоже. Впрочем, об этом и не только — в следующем письме из деревни…

mikhovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter