Электросамокаты и моноколеса заполонили улицы наших городов. На лето они хорошая альтернатива общественному транспорту: экологично, условно бесплатно и достаточно быстро. Развитие средств индивидуальной мобильности только набирает обороты — многие из них уже могут разгоняться до внушительных автомобильных скоростей. При этом действующим законодательством передвижение лиц на данных устройствах в полной мере пока еще не урегулировано. Поэтому МВД инициировало изменения в Правила дорожного движения, которые сейчас проходят этап окончательного согласования. «Р» побеседовала с начальником отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного управления ГАИ МВД Александром Шевченко и узнала, какие изменения по средствам индивидуальной мобильности грядут в ПДД.
Грядущие изменения в ПДД уберегут пешеходов и самих владельцев электросамокатов и моноколес от травмирования.
В рамках допустимого
В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены. И некоторые беспечные собственники средств индивидуальной мобильности этим вовсю пользуются: мчатся по тротуарам и дорогам, создавая аварийные ситуации. Почти каждую неделю владельцы электросамокатов, гироскутеров и моноколес становятся участниками ДТП.— В конце июня на улице Громова водитель наехал на молодого парня на моноколесе при повороте на регулируемом пешеходном переходе, — приводит фабулу характерного ДТП с участием средств индивидуальной мобильности старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ УВД администрации Московского района Минска Любовь Трепашко.
Недавно инспекторы ГАИ уже Фрунзенского района Минска задержали водителя подшофе, который катил по проезжей части на самокате внушительных габаритов. Привлекли его по ПДД как пешехода за нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Этот случай стал прецедентом.
Изменения в ПДД наконец определят четкий статус лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности. Их приравняют к пешеходам. Передвигаться на таких устройствах будет необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия другим участникам дорожного движения.
Колесом по мостовой
Игорь Сущенко обучает людей езде на моноколесе уже не первый год. Сам ездит на нем уже шесть лет, как только первые экземпляры появились в нашей стране. Учился кататься месяц. Не было никаких обучающих видео и инструкций по этой теме, постигал азы управления, набивая собственные шишки. Сейчас же обучение новичков езде на моноколесе по его методике занимает не более трех часов.— В минском сообществе владельцев средств индивидуальной мобильности около 1000 владельцев и 400 моноколес, — Игорь Сущенко продвигает в массы этику поведения на пешеходных и велодорожках. — Электросамокат или моноколесо в движении — средство повышенной опасности. Они хорошо тормозят на ровной поверхности — асфальте, плитке — при сухой погоде. Но на гравийке, земле, траве эффективность снижается. Нерасчетливые маневры могут привести к падению. Не отвлекайтесь на гаджеты, постоянно контролируйте ситуацию вокруг себя, соблюдайте безопасную дистанцию до других участников движения. Если поблизости дети — снижайте скорость и будьте готовы к их внезапным действиям. Возле выходов из торговых объектов, подземных переходов, остановок общественного транспорта стоит сбавить скорость из-за возможного неожиданного появления людей.
Игорь Сущенко советует передвигаться на средствах индивидуальной мобильности в темпе, который позволит при возникновении препятствия на пути безопасно остановиться, без экстренного торможения. Это на практике и есть предлагаемая в изменениях ПДД скорость в 25 километров в час.
Грядущие изменения в ПДД давно назрели и необходимы. Законодательное закрепление порядка пользования средствами индивидуальной мобильности ограничит скорость их движения, определит оснащение и разрешенный возраст для управления, тем самым убережет пешеходов и самих владельцев электросамокатов и моноколес от травмирования.
ikras@sb.by