Хозяйствуй на своем наделе — сколько свободы и прав дают сельчанам нормы новой редакции Кодекса о земле

Рассветы и закаты

Письма из деревни 

Всегда жду звонков из своей деревни. Это одна из важных нитей, в том числе связывающих меня с сельской жизнью вообще и степенью моей компетенции в частности. Позавчера мой сосед долго рассказывал о том, как у него и односельчан идут дела на земле. Сентябрь для уборки всего, что на ней выросло, — шикарный месяц. И картофель, слава богу, в этом году уродил. Одна недолга — мало влаги, и посеянные для севооборота озимые у сельчан не всходят — сухо, пыль. Что поделать, в природе редко случается полный баланс для сельчан, и на своей земле, и на общественной. Но что ни говори, за свою они переживают все же несколько активнее и глубже… 

5. На своей земле с кодексом о земле

Не буди лихо, пока тихо… Хорошая пословица, следование ей позволяет жить спокойно. До определенного времени. Пока, пользуясь другой народной мудростью, гром не грянет. А в моей деревне он грянул, практически на ровном месте и при ясной погоде. Вроде обычное дело — соседи в одно прекрасное время не поделили землю… Не стану вдаваться в подробности, там слишком много личного и субъективного, важен сам факт. Один пошел одним путем, другой — другим. И оба оказались незаконными. Приехавшая на звонок землеустроительная служба района быстро поставила всех на место: не правы оба. Если кратко, та земля, которая вызвала спор, по праву не принадлежала ни одному, ни другому. 

Как так! Годами, десятками лет этими наделами пользовались их родители и деды, ни в чем не упрекая друг друга. Наоборот, мирно соседствовали, ограничиваясь, как принято в большинстве деревень, а в витебских особенно, обычными условными межами, только «для пройти». Никто и никогда не возводил других ограничений, не перемерял свои наделы, не ставил заборов и ограждений. И — что особенно характерно — хватало всем: земли, урожая, людских радостей.

Но до поры воду жбан носит. И это полбеды — с кем, увы, не бывает. Главное, что моральная сторона спорного дела обнажила правовую сущность. То есть некомпетентность сторон. Этих двоих соседей и сельчан на дальних подступах вообще.

Конечно, моя деревня сильно переполошилась. Давненько, выходит, никто из односельчан не заглядывал в земельные святцы. Оказалось, чуть ли не большинство из них спокойно хозяйствует на земле, которая им по праву не принадлежит. То есть без соответствующего разрешения они на это права не имеют. Мало ли что так было прежде, что родители и деды возделывали здесь огороды, разводили сады, сеяли и косили травы. Местные органы власти не возражали против этого, оно и понятно: зачем, если на пользу людям, земле, району! Они и сейчас бы закрывали глаза на то, что сельчане хозяйничали на формально не принадлежавших им участках. Если кто официально обращался, скажем, в сельсовет, за разрешением добавить к имеющимся наделам землю на ведение огородничества, сенокошения и иные цели, им охотно шли навстречу. А так — по умолчанию…

И вот соседский спор значительно ускорил правовой ликбез всех землевладельцев. Насколько мне известно, и землеустроители, и работники сельисполкома, уладив его, взялись более основательно за популяризацию, в том числе в моей деревне, новой редакции Кодекса Республики Беларусь о земле, который вступил в силу с 1 января 2023 года. Давно бы вроде пора, но и сейчас тоже еще время. Отрадно, документ, на мой взгляд, дает еще большую свободу и местным органам власти, и самим сельчанам в хозяйствовании на земле. Но именно в хозяйствовании!

По новому Кодексу, местные органы власти наделены правом рассматривать большее количество вопросов и возникающих споров. А вот что особенно важно. Раньше, до нового, по сути, кодекса, было как? Хочешь вести личное подсобное хозяйство — зарегистрируйся в деревне, то есть ты должен быть сельчанином с пропиской. А теперь? Если человек живет, к примеру, в столице или областном центре, то, принимая наследство в сельской местности, может, не регистрируясь, сразу оформить земельный участок для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства (при наличии, конечно, этих земель).

Короче, государство пошло навстречу, стимулируя и переезды в деревню, и обустройство провинции, и решение, если хотите, кадровой там проблемы. Говорят, соседи, которых не устроила старая добрая межа предков, сразу кинулись в сельсовет с заявлениями на увеличение участков. А кто-то сказал: мне и так «добра»! Что ж, чем бы они ни тешились, лишь бы не плакали от вспыхнувшего вдруг сепаратизма.

В судьбе любой деревенской проблемы важны позиция и участие местной власти. Даже очень важны! В своем первом письме из деревни нынешнего цикла я рассказал о том, что в нашем агрогородке закрывают школу. Понимая, что на это решение уже ничто и никто не может повлиять, я, от имени односельчан, высказывал беспокойство по поводу дальнейшей судьбы добротного здания базовой школы в Великом Селе Шарковщинского района, всей ее территории. Ведь это — своеобразный оазис (не хочется писать был) обустройства, ландшафтного дизайна, настоящий центр притяжения красоты и уюта. Что будет с ним?

Пытаясь узнать об этом в районо, услышал в ответ примерно следующее: да, школу закрываем, здание будет выставлено на аукцион, если покупателей не найдется — снесем… Отправил свою колонку «Без школы нет агрогородка!» («СГ» от 24.08.2023) в Министерство образования и Витебский облисполком в надежде узнать не столько причины закрытия школы, сколько что будет со зданием в дальнейшем. Ответы получены. Они почти убедительны в первой части: дескать, здание построено хозспособом, учителей не хватало, учеников крайне мало, будем возить и школьников, и детсадовцев в соседний агрогородок за пять километров на автобусе, педагогов трудоустроим. Делать нечего, кроме как согласиться с неизбежным.

Но почему-то вслед за закрытием стали демонтировать оборудование на стадионе, как будто местным мальчишкам после ликвидации школы отказали в праве играть в футбол, заниматься физкультурой. Это как прикажете понимать?

Допустим, дальнейшая судьба «объекта» не в компетенции районо и даже Минобра. Но почему ни я, ни сельчане не нашли на сей счет четкий ответ у облисполкома? Поэтому вопросы повторяем: что будет на этом месте и когда? Не повторит ли все еще украшающая агрогородок уже бывшая школьная территория печальные судьбы других закрытых в разное время здесь социальных объектов?

А пока от нас, односельчан, сейчас зависит только одно: как можно, поддерживать здесь порядок и проследить за тем, что произойдет, не возьмет ли верх бюрократия. Пусть и не на своем участке — на нашей общей земле…

mikhovich@sb.by

P.S. А вот дорога, которая, кстати, идет и мимо уже бывшей школы, в нашем агрогородке достойная. По ней, этой дороге, я уезжал на такси до райцентра, а оттуда на маршрутке до столицы и дальше.. И после некоторых унылых закатов в деревне этот путь мне открылся как радующий глаз удивительный рассвет. За поворотами распахивались новые горизонты: предприимчивые люди за рулем, непривычные прежде услуги для деревни и современные трассы. Уже возведенные и только строящиеся . Но об этом — в заключительном письме из деревни...

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter