Евгению Ивановичу КУДИНОВУ 10 ноября исполнится 89 лет. Время для нашего разговора было обозначено с пятой попытки. Не потому, что он не соглашался. Просто застать его сидящим дома, да без дела, сложно. Такое ощущение, что гонялась за действующим руководителем хозяйства, который постоянно колесит по маршруту поля – фермы – контора. Поймала. Сели и от души поговорили.
– Родился в деревне Косарь Чериковского района в семье, где было пятеро детей – Валя, Костя, Мария, я и Надя. Родители Иван Сафронович и Анисья Герасимовна обычные крестьяне, где-то в 1930 году вступили в образовавшийся местный колхоз. Старший брат Константин погиб в 1943 году. Что касается меня, то еще мальчишкой я научился косить, пахать, бороновать… Помню: три или четыре женщины запрягались в плуг и тянули его, а я, малолетка, шел за этим плугом. Так шла посевная. Чтобы прокормить корову, мамка жала серпом в лесу траву, а мы запихивали ее в мешки и тащили домой, сушили. Только и помню из детства, что голод и тяжелую работу. Школа в деревне сохранилась, в 1945 году окончил 7 классов и поступил в Могилевское педучилище. Через три года нас, выпускников и уже учителей начальных классов, распределили всем потоком в Гродненскую и Брестскую области. Я попал в Шерешевский, ныне это Пружанский район. Возглавил Хваловскую начальную школу – самую большую на тот момент, аж 250 учеников. Работал там до 1950 года, затем была трехлетняя служба в армии. После 6 лет был директором Чабахской семилетки, это тоже на Пружанщине, затем один год – Добучинской школы. Много раз думаю о том, что меня тогда сто раз могли прибить по дороге, когда за 20 километров ездил на велосипеде за зарплатой для учителей.
В 1961 году, а я к тому времени уже заочно окончил Брестский пединститут и вступил в партию, по решению бюро райкома меня направляют заместителем председателя колхоза «Рассвет». В 1962 году я уже слушатель Минской высшей партийной школы, через два года — инструктор Брестского обкома партии. Получил квартиру в центре города, дочь устроил в детсад. Жизнь наладилась, другие планы наметил, а тут... В 1965 году тогдашнему председателю «Рассвета» отказывают в доверии, встает вопрос о новом. Предложили мне, но я сразу отказался. Да только кто особо спрашивал? Партия приказала — и все тут. Решение принял очень тяжело. Вот так с марта 1965 года началась моя «рассветная» история.
На IV Всебелорусском собрании. 06.12.2010 г.
Наследство Евгению Ивановичу досталось незавидное. Колхоз был не просто бедным, а нищим. Коров весной веревками подвязывали, тянули в поле. Кормить нечем, топлива нет, добитую технику по пальцам пересчитать можно. А главное — у колхозников не было веры, что может что-то измениться: — Они привыкли жить единоличниками, а тут все потеряли. Видели, как на их лошадях пашут, их коров доят. Я сначала не знал, как убедить народ, что в колхозе жизнь будет лучше. Скотники не хотели гнать животных на пастбище. Собрал и пообещал составить договор, заверенный печатью прямо при них, что по осени они стабильно получат картофель, сено, зерно и муку на трудодни. Даже судью пригласил, чтобы тот подтвердил законность документа. Колхозники поверили, а я не мог их подвести. А где-то через три года добился замены трудодней зарплатой. В месяц получали мало, 12—15 рублей. Но это уже был прорыв.
Правда, давили на председателя и другие проблемы. У людей еще не было паспортов, их стали выдавать только в 1974 году. Молодежь рвалась от тяжелой жизни в города. Сложно было их удержать, приходилось отпускать то на учебу, то на работу. Ситуация заходила в тупик, как найти из нее выход? Председатель решил создать такие условия для сельчан, чтобы оставались сами.
Хватало и недоброжелателей, конечно. Главный агроном, работающий еще при прежнем председателе, решил подставить его преемника. Зная, что с минеральными удобрениями большая проблема, распорядился на поля их внести, но не запахивать. Кудинов, далекий от агрохимии и доверявший своему сотруднику, об этом узнал случайно. Понял, что это специально сделано, и агронома уволили. Поначалу не хватало грамотных кадров. Потом решили направлять на учебу местную молодежь. Постепенно вокруг нового председателя собрались умелые специалисты.
Евгений КУДИНОВ в кругу колхозниц, 1970-е годы.
Гордится Евгений Иванович тем, что из «Рассвета» 12 руководителей хозяйств выросло. Правда, не все смогли подняться. Доволен, что сейчас в надежных руках Петра Якимовца его родное детище, переименованное в «Агро-Колядичи». Бывший агроном Петр Билецкий вывел на высокий уровень «Мураву», зоотехник Василий Сорока 38 лет достойно руководил колхозом «Ленинский путь», сейчас это «Шени-агропродукт». Все сельхозпредприятия в Пружанском районе.
— Часто бывало такое, что домой приходил и от бессилия просто падал. Но сопротивляться трудностям мне помогали воспоминания о тяжелом детстве, именно тогда получил хорошее воспитание от родителей. Мы ведь жили еще хуже: ели мерзлую картошку, лебеду, воровали в поле колоски, хотя и получали за это, обжигали их на костре и ели. Помню постоянное чувство голода. И вот я думал все время о своих колхозниках: они разве виноваты? Раз мне доверились, значит, я должен искать любые способы, чтобы им жилось лучше, чем раньше.
Но как раньше уже не могло быть в любом случае. Деревни стали подниматься, расти. В Колядичах, центральной усадьбе «Рассвета», построили 150 домов, баню, зубной кабинет... Кудинов пригласил из города врача, из Москвы – техника. Хозяйство доплачивало им большие деньги. Целый год людям бесплатно «возвращали улыбку». Народ повалил обратно в колхоз, от специалистов уже не было отбоя.
В августе 1988 года председателю колхоза «Рассвет» Пружанского района Евгению Ивановичу Кудинову за проявленную трудовую доблесть присвоили звание Героя Социалистического Труда.
— Основные деньги наше хозяйство получало за молоко. Я постоянно ранним утром по фермам колесил. Однажды увидел, что доярка прямо из ведра пьет парное молоко. Пожелал ей приятного аппетита, а через два дня собрание провел. Догадывался, что работники могут грешить и таскать домой банки. Предложил тем, у кого не хватает молока, покупать его дешевле в колхозе. Лишь бы не воровали, я этого категорически не переносил.
Уход с должности в 2001 году, собственно как и приход, Евгению Ивановичу дался морально тяжело. Трижды на собрании колхозникам предлагали проголосовать за смену председателя. Люди так и не подняли руки. Тогда просто «добровольно» избрали другого руководителя.
А вспоминать есть что, и не только семье Кудиновых. Мария Степановна Якутчик из деревни Рожковичи в колхозе была с детства, пришла после семилетки в 1955 году, больше нигде и не училась:
— Сначала стала полеводом, тогда всех набирали, рабочие руки требовались. С 1980 года по 2001-й я работала кладовщиком. Однажды какой-то чужак со склада украл 12 мешков муки, председатель велел наказать вора. Товарищеский суд состоялся, но за решетку человек не попал, присудили выплачивать. Кудинов большим экономистом был, каждую копеечку считал, складывал и берег. Но надо сказать, что благодаря этому мы, наверное, и зажили хорошо. Деревня наша, хоть и не центральная, имела тогда более ста дворов. Это сейчас человек 50, может, и наберется. Деньги при нем первые увидели, вместо трудодней каждый месяц зарплату давали. По 20 копеек в день сначала получали. Слезы, конечно. Но поверили, что лучшая жизнь скоро настанет. Евгений Иванович в компании был открытым человеком, как и на работе. Уж очень старался все и про всех знать. Не для пересудов, а чтобы быть в курсе, как люди живут. Его уважали, любили. Вместе с ним в 2001 году ушли на пенсию много человек, и я в том числе. Сказали, что нужно уступать дорогу молодым, мы свое отработали.
Зинаиде Максимовне Имховик 77 лет, 44 из них она проработала дояркой в «Рассвете»:
— Я родилась и всю жизнь прожила в Вощиничах, это километра три от Колядичей. На ферму пришла после 8-го класса, она в моей же деревне находилась. Кудинова тогда еще не было у нас. Жили бедно, работали тяжело и много. Руки и животы надрывали бидонами. Потом, при Евгении Ивановиче, молокопровод подвели и не нужно было самим навоз откачивать, автоматику подключили. Наша ферма первое место занимала в районе, люди все трудолюбивые, упорные. Председателя не забуду до самой смерти. Вот уж человек-то был хороший! Сам видел, кому помощь нужна. Мы жили в старой хате, он помог нам новую построить. Простые колхозники не боялись к нему обратиться, просто шли и разговаривали. Дочки его никогда не выставляли себя как председательские и, может, особенные какие. Учились хорошо, добрые, приветливые. К людям Кудинов хорошо относился, не помню, чтобы кричал на подчиненного или, не дай бог, унижал. Он как-то умел убеждать словами, если человек неправильно поступил. Это сейчас, чуть что, сразу с работы снимают. Я помню, когда уходил из колхоза, многие колхозники плакали, даже на собрании. Потом назначили руководителем бывшего зоотехника Леонида Володько. А сейчас у хозяйства и другое название, и директор снова другой, но тоже толковый мужчина и хозяин. Слава богу, ничего не развалилось.
Тем самым толковым мужчиной является Петр Якимовец, и сельхозпредприятие давно уже не «Рассвет», а ОАО «Агро-Колядичи». Входит в число лидеров по всем экономическим показателям: получают хорошие надои и урожаи, обновляют технопарк, занимаются строительством новых объектов… И Петра Семеновича я нашла, но… в отпуске. Все же несколько слов он сказал о своем предшественнике и наставнике:
— Хозяйство у Кудинова принимал не я, а Леонид Иванович Володько. Но ему лично и бесконечно благодарен. Евгений Иванович воспитал много кадров, при нем я лет 15 работал бригадиром. Можно много хорошего говорить об этом человеке.
С главным агрономом Леонидом Владимировичем Черняком пересеклась случайно. Хотя каждый раз убеждаешься, что ничего случайного не бывает. Он до сих пор работает в «Агро-Колядичах», а начинал в 1981 году еще в «Рассвете»:
— Я был бригадиром, начальником участка. Евгений Иванович Звезду Героя получал при мне. Не скажу, что он как-то после этого изменился или загордился. Носил ее только по большим праздникам вместе с другими наградами. Сейчас не назову конкретных людей, но при нем много колхозников, в том числе и механизаторов, получили ордена Ленина. Наше хозяйство знали и тогда, и теперь.
chasovitina@sb.by
Фото из архива семьи КУДИНОВЫХ и БЕЛТА