«Постановление № 713 дало свой эффект»: эксперты — о системе контроля и регулировании ценообразования

Расчет по справедливости

В конце прошлого года на совещании с экономическим блоком страны по вопросам совершенствования системы регулирования и контроля за ценами Президент нашей страны поставил конкретную задачу: с 1 января должна быть четкая и понятная система контроля регулирования цен. Напомним, обуздать необоснованный рост цен на полках магазинов в свое время было призвано постановление Совмина № 713, в котором прописывались надбавки импортеров и торговли: почти 400 товарных групп, около 90 процентов продукции. При этом его цель не в тотальной заморозке цен или их лихорадочном сдерживании, главное — избежать их необоснованное повышение. С нового года в стране действует обновленное постановление. В чем суть документа и механизм эффективного сдерживания, обсудили гости в эфире ток-шоу «Экономическая среда» на телеканале «Беларусь 1». Среди приглашенных — министр торговли и антимонопольного регулирования Алексей Богданов, заместитель министра экономики Андрей Картун, председатель Национального статистического комитета Инна Медведева, председатель Витебского облисполкома Александр Субботин, генеральный директор ОАО «ДОРОРС» Михаил Михалев, депутат Палаты представителей Сергей Клишевич, руководители предприятий и эксперты.


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Я хочу, чтобы вы понимали, что отступления ни влево, ни вправо от этой проблемы не будет. Это вопрос нравственный, политический, стратегический. Как хотите называйте. Но главное — это вопрос справедливости.

Цель одна, о чем я предупреждал Правительство, — никакие производители, бизнесмены, торговля и прочие, кто занимается услугами, не должны бегать в МАРТ, в министерства или в Правительство. Они не должны туда бегать согласовывать цены. С 1 января должна быть четкая, понятная система.

На совещании по вопросам совершенствования системы регулирования и контроля за ценами, 21 декабря 2023 года

Из истории вопроса

Министр МАРТ Алексей Богданов, говоря о постановлении Правительства № 713, напомнил:

— Оценивая этот документ, часто спорили: рыночный механизм хороший или плохой? Надо начать с истории, почему такой документ возник? И справился ли рыночный механизм с той ситуацией, в которой оказалась наша страна в 2022 году? Мы помним, логистические цепочки нарушились, проблемы были с поставками, с валютой, с платежами и так далее. И самое главное — цены росли. Инфляция прогнозировалась по итогам 2022-го около 20 процентов. Соответственно, в кошельках у граждан образовалась совсем не рыночная дыра. Поэтому было принято решение создать систему регулирования цен. На сегодняшний момент мы видим, что она доказала свою эффективность: по итогам 2022 года инфляция была снижена от прогнозной почти на 6 процентных пунктов, а в 2023-м мы перевыполнили план (задача была 7—8 процентов, обеспеченный рост цен — не более 5,8 процента).

Отвечая на вопрос журналиста о ситуации с ценами, профильный министр прокомментировал:

— Началось замедление самих цен, сдерживание ценовой ситуации в торговле. Самое главное, мы в некоторые месяцы наблюдали дефляцию: то есть цены снижались к уровню прошлого года.

Дополняя тему об истории вопроса, депутат Палаты представителей Сергей Клишевич выразил уверенность, что нынешнее постановление № 713 можно считать следствием политики Президента еще с 1994-го:

— Глава государства начал политику экономической справедливости. И в итоге мы имеем продовольственный суверенитет, стремимся вместе с нашими союзниками обеспечить промышленный суверенитет и фактически по многим направлениям его обеспечили. Именно эти шаги позволяют сегодня принимать решения по ценам.

Потому что тогда нам советовал МВФ и всякие разные другие советчики: «Продавайте (предприятия. — Прим. ред.)! Мы вам дадим подешевле товары. У нас все есть». Те страны СНГ, которые так сделали, сегодня никаких постановлений и близко принять не могут, потому что они покупают товары по ценам, которые определяют другие производители. Поэтому политика экономической справедливости, заложенная в 1990-е, — огромный труд, 30-летний труд всех людей, Правительства.

Депутат подчеркнул: сегодня главная задача — защитить свою политику, потому как не всем извне она по душе:

— Много желающих ее уничтожить, сломать и повести нас по тому пути, по которому идут многие страны СНГ. Это не наш формат. Наша задача сегодня ее защитить, чтобы и дальше мы, наши дети, внуки могли принимать подобные постановления, и наводить порядок в этих вопросах.

Всё своё

Председатель Белстата Инна Медведева оценила работу по сдерживанию цен и как профессионал, и как хозяйка:

— 713-е постановление дало свой эффект. Мы все видели, что на товары, которые завозятся по импорту, произошел самый значительный скачок цен. Поэтому, когда я прихожу в магазин, обращаю внимание не только на цену молока, но и бытовой техники или кофе, чая или риса с гречкой, которые как раз давали самый большой прирост цен в 2022 году. К примеру, мы можем точно говорить о том, что цена ряда товаров бытовой техники даже снизилась по сравнению с ­2022-м. И ряд позиций (та же гречка или рис) подешевели по сравнению с декабрем 2022-го. Мы тоже это все видим. Если у меня возникают сомнения по цене, которую увидела, я сравниваю с тем, что получил Белстат и что получили регистраторы.

Эксперты оценили и механизм формирования справедливой цены. Алексей Богданов пояснил по этому поводу:

— Само постановление, которым сегодня регулируется потребительский рынок, цено­образование в нем построено по принципу, чтобы основная доходная часть распределялась в сторону производителей (как сырья, так и перерабатывающих предприятий).

Речь о том, что на разные товары предусмотрены разные надбавки, сообщил министр МАРТ:

— В зависимости от оборота товара это тоже необходимо учитывать. Мы не можем торговлю обескровить финансово. Поэтому у производителя, если надо поднять цены на большие параметры, чем установлено в постановлении, есть механизм — четкое экономическое обоснование (конкретно обоснуй, какие затраты, импортная составляющая, курсовые разницы или еще что-то случилось), соответствующие госорганы рассмотрят документы. Если это сопоставимо с экономикой предприятия, тогда госорганы принимают решение и разрешают повышать стоимость выше установленных параметров.

Генеральный директор ОАО «ДОРОРС» Михаил Михалев рассказал о порядке ценообразования на примере выращиваемых предприятием огурцов:

— Утвердив цены в конце 2022 года, сегодня практически держим их на том же уровне. И если мы подняли цену на огурец, который выращивается на досветке, то мы подняли ее только в конце января на 3,5 процента.

По его словам, рассматривая вопрос о повышении цены, здесь прежде всего отталкиваются от социальных последствий, которые могут возникнуть вслед за ростом:

— Если в феврале мы экспортировали в Российскую Федерацию огурец на досветке по 7,14 (­рубля. — Прим. ред.), то отдаем в розничные сети по 5,30. Чувствуете разницу? При производстве 1200 тонн в месяц какая-то разница могла бы составить для коллектива? Но это было бы в ущерб нашей стране, населению...

Глава МАРТ дополнил:

— С другой стороны, чем выше цена, тем меньше покупательная способность. Когда условно дешевый, доступный огурец, соответственно, мы, простые граждане, способны покупать его больше. И предприятию это выгодно: на массе оно зарабатывает больше, чем на более высокой цене.

Комментируя рост цен на этот продукт накануне новогодних праздников, доходивший до 15 рублей за килограмм, Инна Медведева отметила:

— Рост был обеспечен исключительно импортным товаром, потому что отечественные производители плавно повышали цену. И это была тема досветки: работы совершенно с другими экономическими условиями (это не естественный свет, а специальная досветка, использование газа). Понятно, это отражается на себестоимости продукта. Что касается огурцов, действительно было повышение, которое в определенной степени обусловлено завозом импортного товара. Потому как предполагали, что наши производители не смогут обеспечить спрос перед Новым годом на огурец.


Глава Белстата добавила, что по итогам прошлого года отечественные производители хорошо отработали, выполнив поручение Главы государства, касавшееся обеспечения населения в достаточном количестве огурцами:

— Сегодня доля отечественного огурца на белорусском рынке составляет более 80 процентов, прирост свыше 10 процентных пунктов за год.

Продолжая тему витаминной продукции, Алексей Богданов пояснил:

— Стратегия развития плодоовощной отрасли в закрытом грунте, в теплицах, проще говоря, начала работать с 2024 года и рассчитана по 2027-й. Это и модернизация, и новые мощности, и новые технологии и так далее. Мы с первого года полностью себя обеспечили своим огурцом. Уже к концу следующего года, за год, мы дошлифуем все технологии, все нюансы и без перебоев к Новому году будет только белорусский огурец.

Адекватная наценка

Как реагируют на механизм ценообразования сети на уровне области, рассказал председатель Витебского облисполкома Александр Субботин:

— Резонанс, конечно, был, есть и, думаю, будет, — признал спикер. — Потому что механизм мы применяем впервые. Наша задача — опробовать и оптимизировать его так, чтобы, первое, не исчезла мотивация производителя поставлять товар, чтобы оставались деньги на развитие и чтобы был финансовый интерес вкладывать еще и что-то подобное делать в других регионах. И вторая сторона медали — нужна, как требует Президент, социальная справедливость, в том числе и в ценах, чтобы никто не сорвался, жадность не взяла свое, и не делал 200—300 процентов наценки. То есть чтобы огурцы, которые производитель отпускает по 5 рублей, не продавались по 15 в сетях.

Инна Медведева дополнила:

— 713-е постановление — это живой организм, который постоянно совершенствуется. То есть идет бесконечный процесс работы производителей, ретейла с документом. Если мы видели достаточно негативную финансовую тенденцию в начале прошлого года, то к концу года с учетом принятых последних изменений финансовая ситуация в торговых сетях выровнялась. Например, мы ­получили предварительные данные за ­2023-й — число убыточных организаций даже ниже, чем в прошлом году.

Как в процессах контроля за ценообразованием участвует Министерство экономики, поделился замминистра Андрей Картун:

— Макроанализ мы делаем регулярно. Я бы приравнял к некой равновесной цене рынка, если макроэкономическими категориями говорить. Так вот, здесь это баланс спроса-предложения в классическом понимании. Со стороны предложения это действительно та цена должна быть, тот уровень цен, чтобы предприятие могло развиваться, могло вкладываться в инвестиции, могло поднять зарплату, уровень доходов населения. Соответственно, с другой стороны, со стороны спроса — это то, чтобы население, придя в магазин, могло и готово было заплатить за качество.

Экономический аналитик Григорий Гриц со своей стороны также прокомментировал вопрос регулирования ценообразования:

— Надо понимать, нет ни одной страны в мире, в том числе с так называемой рыночной экономикой, где государство не вмешивается в ценообразование. То есть в разных мерах, инструментах, но это есть. Это первое. Второе — справедливая цена. Есть справедливая цена для производителя (там надо покрывать структуру затрат, говорить о хотя бы минимальном уровне доходности). Но справедливая цена с точки зрения потребителя — это другая вещь. Он мотивирует и регулирует сам себя совершенно с других понятий. С точки зрения сравнения цены в разных магазинах. Справедливая цена — это сегодня экономическая категория. В том числе она присутствует в таких странах, как США. Там есть такое понятие — справедливая регулируемая цена. Поэтому с этой точки зрения надо понимать, что мы живем в реалиях. Пример ситуации в Евросоюзе: мы видим, как ценовой беспредел привел к массовым протестам фермеров. Это все одна и та же история с точки зрения роли и места государства.

Что волнует производителя?

Надо сказать, что условия для ретейла оказались не самыми благоприятными. Алексей Богданов по этому поводу заметил:

— Откровенно говоря, торговое звено оказалось в наиболее жестких условиях регулирования: у них установлен предельный максимальный лимит установления надбавок. Например, в зависимости от товара это может быть 10, 15, 20, 30 и 40 процентов. Это все рассчитывалось, регулировалось в зависимости от жизни товара на полке, его оборачиваемости. Сегодня мы видим, что по прошлому году у них рентабельность была очень низкой — 0,4 процента в феврале 2023-го. Но потом постепенно ситуация стала выправляться, и уже по итогам года у нас рентабельность реализованной продукции более чем 1,3 процента. То есть в целом нормально, и действительно у нас уменьшилось количество убыточных торговых объектов.

Со стороны производителей директор ОАО «Бархим» Светлана Шлепцова отметила, что порошок производства барановичского предприятия в сетях стал стоить дешевле:

— Мы стали доступнее для нашего потребителя. Вместе с этим производитель обращает внимание на следующее. Когда белорусский производитель ставит на полку стиральный порошок по справедливой цене, тут встает вопрос по поводу, какой импортный (порошок. — Прим. ред.) стоит на полке? Этот момент меня, директора завода, белорусского производителя, очень волнует.

Инна Медведева поддерживает позицию белорусского производителя:

— Сегодня продолжает снижаться доля непродовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота. Требуется еще принятие дополнительных мер для того, чтобы работать с импортным товаром не только на полках магазинов, но и интернет-торговлей.

Экономический обозреватель нашей редакции Владимир Волчков в свою очередь акцентировал:

— Дешевый товар всегда выгоден покупателю, но он не всегда выгоден торговле. Поэтому дорогой импортный товар с наценкой выгоден торговле. Сетевая торговля так устроена, что у них есть 250 маркетинговых способов, как продать то, что ему выгоднее. Надо смотреть в сдерживании цен некие стратегические моменты и резервы. Но прежде всего перед производителями стоит задача импортозамещения, увеличения доли оте­чественных товаров. Поставить бы такую задачу перед торговлей. Потому что мы наблюдали в ­2020-м, 2022-м, когда случились разрывы логистических цепочек: крупные сети выстроились в очередь к нашим производителям. Как только импорт открылся, очередь иссякла. Длинные договоры заключать не все хотели. Поэтому нужно в нормативных документах прописать, что задача повышения доли импортозамещения, доли оте­чественных товаров в розничном обороте должна быть общей задачей производителей и торговли.

В этой связи Андрей Картун дополнил:

— Такие планы уже есть. В этом году мы апробируем такой подход. Долю отечественных товаров мы довели для торговли в определенных документах, но еще в ­2024-м довели этот уровень до производителей, госорганов, в подчинении которых находятся эти предприятия. Эта задача обоюдная. Нужно работать и производителю, и торговле. Потому что торговля, вы правы, имеет достаточно инструментов. Но производитель тоже должен повернуться к торговле лицом и предлагать свои условия, договариваться, а не только идти в МАРТ и говорить, чтобы его пустили на полку.

В ТЕМУ

КГК — о наиболее частых нарушениях в торговле

Заместитель председателя Комитета государственного контроля Андрей Лобович рассказал, какие чаще всего нарушения фиксируются в торговле:


— Вопросы соблюдения субъектами торговли правил торговли, ценообразования на постоянном контроле в комитете. В прошлом году более 1100 субъектов было подвержено проверкам и мониторингам. Если говорить о процентном соотношении субъектов, в которых выявляются нарушения, то в ценообразовании они были выявлены примерно в 12 процентах субъектов. Следует отметить, хозяйственные субъекты в 2023 году к дисциплине цен начали относиться более ответственно.

По мнению представителя КГК, к участникам рынка пришло осознание, что есть правила игры, которые нужно соблюдать:

— Если кто-то не хочет играть по правилам, которые установлены государством, соответственно, будет реакция контрольных органов на нарушения, которые допускаются.

Андрей Лобович пояснил:

— В 2022-м у четверти субъектов мы устанавливали нарушения ценообразования. В прошлом году только 12 процентов. То есть фактически мы видим, что в этой части бизнес, который работает в ретейле, стал более ответственным. Но это не отменяет другие нарушения, которые устанавливаются: соблюдение правил торговли, а также санитарно-педиатрических правил.

Говоря о применяемых санкциях, специалист заметил, что при выявлении грубейших фактов нарушения действий законодательства КГК реагирует достаточно жестко:

— Когда есть системное нарушение в организации торговли, когда по большой номенклатуре товаров, которые представлены в субъекте, не соблюдается дисциплина цен, грязь в субъекте торговли либо выявляются другие нарушения, то комитетом (принимаются меры. — Прим. ред.) вплоть до приостановки деятельности субъекта. В прошлом году приостанавливалась деятельность 53 субъектов до наведения порядка в объекте торговли. При этом такая приостановка может занять день. Максимально был приостановлен один субъект — до 80 дней.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА

Более подробно по теме — на нашем сайте sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter