Сельская дискотека — элемент социума?
Клуб в деревне Тресковщина — обычная сельская изба. Дощатый пол, старые деревянные стулья, окна занавешены льняными шторами. Гардероб — несколько железных крючков, прибитых далеко от входа. От жилого дома клуб отличают серебристый шарик, подвешенный к потолку, четыре «ушастых» вентилятора и сцена. На ней за ученической партой «миксует» ди–джей. Из двух динамиков вопит что–то жизнеутверждающее Верка Сердючка — начинается дискотека. Входной билет стоит 1.500 рублей.
— Музыка у нас самая разная — от попсы до хауса. Еще в нашей деревне обожают «Рамштайн», — рассказывает мне местный ди–джей Александр Рудько. — Некоторые приносят свои диски. Да я и сам почти каждую неделю езжу в Минск за музыкальными новинками. Так что к репертуару ни у кого претензий нет.
Сельская дискотека начинается в восемь вечера. Но перед этим надо еще «шлифануться», как сказал мне один веселый завсегдатай. И охотно растолковал:
— Трезвому здесь делать нечего — скучища...
Купить спиртное в Тресковщине, оказывается, проще простого. Хотя сельский магазин закрывается в восемь, «точки», где всегда можно купить все, работают круглосуточно. И продают горячительные напитки охотно. Если есть, чем заплатить. За пол–литра спирта нужно выложить 3.500 рублей, ну а самогон, можно найти и такой, обойдется чуть дешевле — 3 тысячи. Кладбище, детский садик и автобусные остановки — излюбленные места, где «шлифуются» перед танцами.
— Но сколько ни бери, все равно два раза бегать придется, — весело сообщили мне ребята, кучковавшиеся у входа в клуб. По всему было видно, что уж один раз они наверняка наведались в заветную «точку».
Ну а за добавкой обычно посылают «пейджера» — пацаненка–малолетку. За услугу он просит небольшой «процент» — стопарик самогонки...
— Да на дискотеку молодежь обычно уже «тепленькая» приходит, — рассказал мне старший участковый инспектор Валентин Сидоренко.
— Когда спрашиваю, что пили, ответ всегда один: пиво.
— А потом дерутся?
— Да нет, просто танцуют. За весь прошлый год всего–то одна драка была, — уверяет Валентин Сергеевич.
Но очевидцы утверждают, что кулаками помахать на дискотеке любят не меньше, чем потанцевать. Многие как раз за этим сюда и приходят. Особые отношения у тресковщинских парней со сверстниками из соседней деревни Новоселье — не один деревенский забор поломали на колья противоборствующие стороны во время вечерних поединков. А бывает, местные с городскими повздорят. Но в милицейские сводки эти разборки, как, впрочем, и «деятельность» сельчан по продаже самогона несовершеннолетним, почему–то не попадают...
К 11 часам клуб заполняется... хотела сказать, нарядно одетыми молодыми людьми. Но с нарядами неувязка — в клубе холодно, температура едва дотягивает до +12. Чтобы не замерзнуть, танцевать приходится в куртках и шубах. А в обуви на каблуках есть шанс упасть — разбитый пол буквально уходит из–под ног, а шляпки огромных гвоздей, которыми, видимо, пытались укрепить доски, впиваются в подошвы сапог.
— Ничего–ничего, сейчас надышат, — подбадривают меня. — Летом, конечно, народу больше, но и сейчас человек 30 — 40 на дискотеку приходят — согреетесь!
Через полчаса, девчонки сбросили верхнюю одежду на стулья, остались в джинсах и свитерах, молодежь разогрелась. Парни предпочитают коротать время с сигаретой, у входа в клуб. И зачем они на дискотеку приходят?
— А туалет у вас где? — интересуюсь я, выйдя на крыльцо.
— Да везде, выбирай любое место, — ухмыляется долговязый Алексей.
Выбираю, обходя клуб. Натыкаюсь на девчонок, присевших на корточки.
— А если парни придут?
— Значит, не повезло...
Моя робкая надежда встретить на дискотеке парня моей мечты не оправдалась — не заинтересовались мною местные ребята....
— Да ты не расстраивайся, сорокалетние мужики у нас по домам, тридцатилетние — тоже танцами не интересуются. Так что замуж выходить здесь просто не за кого, — доходчиво объясняют местные девчонки. И грустно добавляют:
– Пьют у нас много.
Я интересуюсь:
– А вот чем у вас занимается БРСМ?
На меня смотрят, как на марсианку... На дискотеку они ходят просто отдохнуть. Ведь танцы под «Рамштайн» и Верку Сердючку — последний островок «культурной жизни» в Тресковщине. Не так давно здесь закрыли санаторий, в котором проводились дискотеки. Своей школы в Тресковщине нет. В прошлом году ее закрыли на ремонт. Теперь ребятам приходится ездить в школу за 7 километров в соседнюю деревню Чачково. В деревне остались только библиотека и клуб. Книжки молодежь, как мне сказали в библиотеке, не особо читает. Разве что детективы иногда берут. Фильмы в клубе не показывают — нет аппаратуры.
...Когда дискотека уже закрывалась, я почувствовала себя страшно продрогшей и уставшей. Местные девчонки тоже утомились топтаться в холодном клубе. Лишь ребята не спешили расходиться. Заборы на колья, правда, в эту ночь не ломали. Но выход своей хмельной энергии явно искали.
— Еще не вечер! — весело сообщили они мне на прощанье.
Было почти два часа ночи...
Мнение
Светлана Сусалко, заведующая лабораторией любительского творчества Института проблем культуры:
— Подсчитать, сколько всего в Беларуси сельских дискотек, практически невозможно. Часто они возникают стихийно. Магнитофон и пара кассет — вот и все оснащение дискотеки. Хотя для сельских клубов проведение дискотек — единственный способ заработать деньги. Ведь большинство из них нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. Во многих клубах нет ни хорошей мебели, ни современной аппаратуры.
Сельские дискотеки надо всячески поддерживать. Почему бы минским ночным клубам не взять шефство над дискотеками в деревнях? Организовать выездную дискотеку или открыть в деревне свой филиал. Ведь тогда молодежи будет интересно не в сенцах курить и за спиртным на «точки» бегать, а танцевать, общаться со сверстниками. Пьянкам и дракам нужно предложить достойную замену.
«Рамштайн» в Тресковщине
Сельская дискотека — элемент социума?