![](/upload/iblock/417/417c3394f45c8847ca4214a10df5e780.jpg)
Александр ЖУК, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, доктор педагогических наук, профессор:
![](/upload/iblock/050/050990dc6ff5d35c505771ba0814b5a2.jpg)
Что касается направлений, которые будут обсуждаться на форуме, то меня как ректора педагогического университета, конечно, интересуют вопросы подготовки педагогических кадров и поддержки педагогов со стороны государства. Сегодня учитель становится, по сути, ключевой фигурой в общественном развитии в плане не только обучения, но и воспитания, социализации молодежи. Время сейчас динамичное: глобализационные процессы, информатизация — все это предъявляет новые требования к педагогу, который должен уметь работать с современными детьми. Мы в университете многое делаем для подготовки соответствующих педагогических кадров, усиливаем практическую составляющую — уменьшаем количество лекций, увеличиваем число практических занятий, ввели практику с первого курса. Дети поколения Z на «ты» с гаджетами. Поэтому учитель должен быть IT-компетентным и помогать молодежи ориентироваться в потоке информации, который лавинообразно растет в интернете.
Министерство образования предлагает ряд нововведений в системе образования на разных уровнях. Это естественно, ибо образование должно не только отвечать сегодняшним вызовам, но и работать на опережение. В первый день форума наш университет будет представлен на трех диалоговых площадках. Одна посвящена подготовке педагогических кадров, вторая — системе дошкольного образования, а третья — вопросам инклюзивного образования. Принцип инклюзии в обучении детей сейчас мировой тренд, и мы активно работаем в этом направлении. БГПУ является базовой организацией СНГ по подготовке специалистов в области специального и инклюзивного образования.
Также ждем Кодекс об образовании, который уже во втором чтении в Парламенте. Все его изменения активно прорабатывались. Его принятие обеспечит обновление нормативной базы. Она позволит устойчиво развиваться системе образования на благо нашей страны.
Мария БОРДАК, директор Гомельского областного социально-педагогического центра:
![](/upload/iblock/675/675364d879d004fc59b4d32b5e6d45ac.jpg)
![](/upload/iblock/c31/c31e66a3f16e1f924069b3214f4e0b44.jpg)
— Самое главное, мы будем говорить о стратегии развития нашего образования. О тех вызовах, которые есть на сегодня, и о том, как сделать нашу систему образования еще более достойной, крепкой и устойчивой. Чтобы вся наша система работала еще более эффективно и слаженно. Важно, чтобы она была направлена на воспитание патриотично настроенных граждан нашей страны, которые впоследствии станут высококлассными специалистами.
Татьяна КОВАЛЕНЯ, директор школы № 67 Минска:
![](/upload/iblock/889/88979f4f4dd29ef7e0e9f9b2dbc6b051.jpg)
Особенность нашего времени — статус учителя все сложнее сбросить с себя, выйдя из стен школы. У педагогов и детей есть вторая жизнь — в соцсетях. И здесь многие учителя, особенно молодые, забывают, что от внимательных взглядов детей и их родителей ничего не ускользает: как одета классный руководитель, что она лайкает и постит, какими комментариями это сопровождает. В виртуальной паутине можно запросто потерять авторитет или показать детям ошибочный пример.
Сегодня можно много говорить о том, что престиж профессии не тот, что раньше. Но не нужно забывать: мы свой имидж и имидж школы сами формируем. Деловой стиль одежды, соблюдение порядка на рабочем месте и в классе, постоянное повышение уровня своих знаний, переподготовка, умение общаться с детьми — все это работает на наш статус. Своими глазами вижу, как тянутся дети к тем, кто постоянно совершенствуется, копируют у классного руководителя или любимой учительницы и манеру общаться, и лексический запас, и даже макияж. Не согласна, что лучше всего в повышении статуса учителя и профессии в целом работает материальный стимул. Вопрос дифференциации труда как инструмент уже используется. В коллективных договорах прописаны все дополнительные выплаты, чем больше обязанностей — тем выше общая сумма выплат. Верно говорил Президент на VI Всебелорусском собрании: «Хотите заработать — надо работать».
Буду рада услышать от участников Республиканского педсовета мнения по вопросу роли и статуса школьного учителя и, возможно, новые решения и предложения.
Татьяна ЛУКША, директор гимназии № 24 Минска:
![](/upload/iblock/3d9/3d91ad5692cd5faad3a0d0d8ae8301a2.jpg)
В последнее время активно обсуждается вопрос социального статуса учителя. Оно и понятно — на педагоге лежит слишком большая ответственность. От него во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности станут преобладать. Учитель — это не только профессия, это в первую очередь призвание. Признаемся себе, что отношение к педагогу в нашем обществе неоднозначное. И все же, несмотря на критику, особенно в социальных сетях, большая часть родителей положительно оценивает деятельность учителей. Это радует. Радует также, что престиж профессии сегодня повышается. В школу приходит много молодых талантливых педагогов, которые преданны профессии. Государство уделяет большое внимание повышению статуса учителя, улучшению его материального положения. Различные мнения по этому вопросу надеюсь услышать на мероприятии.
Ведь сегодня не все вопросы, касающиеся системы образования, решены. Одни требуют новых педагогических подходов, другие — системного анализа и коррекции действий, третьи — ресурсного обеспечения. Считаю, что все проблемы преодолимы, если их решать в сотрудничестве. Взаимодействие учащихся, родителей, педагогов, представителей органов госуправления, общественных объединений может служить залогом успеха.
Ия ТАШЛЫКОВА-БУШКЕВИЧ, кандидат физико-математических наук, доцент БГУИР:
![](/upload/iblock/0e7/0e7aebb752aab772b17bac31bf9a82e5.jpg)
Для меня важно услышать из первых уст, в каком направлении будет развиваться система высшего образования. Меня интересует, какой статус в системе образования будущего получат естественные науки, такие как физика и математика, в технических вузах. Мой опыт показывает, что одних природных способностей мало и что очень многое зависит от школьного учителя. Современный педагог должен не только преподносить истину, но и учить ее находить. Поэтому важно выделять одаренных детей со школьной скамьи. В университете я веду проект «Эвристика в физике». Его цель — изучение физики через призму творчества. В основе лежит авторская технология с использованием проблемно-эвристического метода обучения. Этот метод считается прогрессивным в вузах. Хотелось бы, чтобы он получил законный статус. Это будет стимулировать преподавателя идти в ногу со временем.
Ирина КИТУРКО, ректор ГрГУ имени Янки Купалы:
![](/upload/iblock/984/9842bf83c075500935b6c4125cbfdd31.jpg)
В работу Республиканского педагогического совета активно вовлечены не только делегаты. Вопросы, которые будут обсуждаться в рамках форума, уже становились предметом дискуссий в регионах в ходе проведения диалоговых площадок, посвященных вопросам непрерывного образования. Поэтому среди основных ожиданий — поддержка уже существующих конкретных решений, выработка единого видения дальнейшего развития отечественной системы образования, в том числе и высшей школы. Кроме того, ожидаем, что среди наиболее важных итогов Республиканского педагогического совета будет утверждение Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года.
Максим ПОТАПЕНКО, проректор по воспитательной работе БГСХА:
![](/upload/iblock/b85/b8544f479c46eed9a0944f6c55f7218c.jpg)
Ожидается, что на Республиканском педсовете будут затронуты вопросы целевого обучения. Такая форма существует давно, и сейчас настало время ее модернизировать, максимально увеличить возможности заключения договоров на целевую подготовку. Новые подходы расширяют образовательные горизонты для самих абитуриентов и решают многие кадровые задачи для работодателей. Подходы верные, нужно только в деталях отшлифовать механизм так, чтобы он работал на всех этапах.