Меньше проверок, больше рекомендаций
— Ирина Анатольевна, от соблюдения норм охраны труда зависит не только здоровье, но и жизнь. Это, с одной стороны, требует строгого контроля за выполнением правил, а с другой — не хотелось бы, чтобы работа превращалась в сплошные проверки, которые отвлекают и мешают. Помогает ли обновленный закон выдержать этот баланс?— Отличительная черта нашей политики в сфере охраны труда — активное влияние государства на эти процессы. Но сегодня мы стремимся минимизировать вмешательство государственных органов в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Поэтому законодательство об охране труда корректируется таким образом, чтобы равновесие, о котором вы говорите, было достигнуто: проверочная деятельность сокращается за счет увеличения профилактических мер.
В основе такого подхода — системная работа, учитывающая все аспекты обеспечения безопасности на рабочих местах. Речь идет о внедрении систем управления охраной труда. Практика показала, что такую систему целесообразно внедрять и разрабатывать не только в конкретных организациях, но и на более высоком уровне управления — отраслей и территорий. В отдельных отраслях и регионах системы управления охраной труда уже разработаны и функционируют. Обновленный закон предусматривает норму, которая обязывает государственные органы всех уровней разрабатывать подобные системы. Также документ закрепляет полномочия местных органов власти по оказанию практической и методической помощи организациям, профилактике производственного травматизма, оперативному выявлению и устранению нарушений требований безопасности.
Пример такого взаимодействия — работа мобильных групп. Их создают по решению местных органов власти. И наряду с представителями самого исполкома туда включают представителей всех надзорных органов, имеющих отношение к вопросам безопасности, — Департамента государственной инспекции труда, органов строительного и пожарного надзора, промышленной и электробезопасности, а также профсоюзов. Группа комплексно рассматривает положение дел, учитывая все аспекты, влияющие на безопасность труда, но ее цель не наказать, а предоставить нанимателю полную картину происходящего и предложить меры, как предупредить случаи травматизма.
В стране действует 159 мобильных групп, ежегодно они выявляют порядка 200 тысяч нарушений требований безопасности, которые устраняются в установленные мобильными группами сроки. И этот опыт надо распространять шире.
Системы управления охраной труда будут разрабатывать не только в конкретных организациях, но и на уровне отраслей и территорий.
Работодатель корректирует предсменный медосмотр
— Что меняется в отношении предсменных медосмотров и освидетельствования?— Министерством труда и социальной защиты и Минздравом утвержден перечень работ (профессий), при выполнении которых требуется предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование: работников проверяют на предмет алкогольного, токсического или наркотического опьянения. До настоящего времени это был закрытый перечень. Изменения в законе предоставляют право работодателю определять свой перечень работ (профессий), при выполнении которых требуется предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование с учетом специфики конкретной организации. В строительстве, например, обязательно проводится предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование в отношении машинистов кранов и стропальщиков, обслуживающих эти краны. Наниматель, учитывая условия выполнения работ, может расширить перечень, дополнив его работниками, которые трудятся на высоте, например каменщиками.
Таким образом, усиливается самостоятельность субъекта хозяйствования, он получает дополнительные возможности по внутреннему контролю вопросов охраны труда и трудовой дисциплины.
Оплата медосмотра и компромисс до суда
— Какие изменения закона коснулись непосредственно работников?— Значительных изменений в отношении прав и обязанностей работников нет. Но конкретизированы отдельные позиции, которые на практике применялись по-разному.
Законом установлена норма, согласно которой наниматель должен лицу, принимаемому на работу, после трудоустройства возместить расходы по прохождению предварительного медицинского осмотра. Обязанность нанимателя оплачивать обязательные медицинские осмотры прописана в законодательстве в постановлении Правительства № 182, которое определяет перечень платных медицинских услуг. Там обозначено, что медосмотры поступающих на работу, где есть вредные или опасные условия труда или требуется профессиональный отбор, «осуществляются по договорам с нанимателями». А к обязательным медосмотрам и относится предварительный, то есть при приеме на работу. Тем не менее на практике не редкость случаи, когда кандидатам на трудоустройство говорили: «Вы пройдите, а мы потом возместим», а в результате люди оплачивали из собственного кармана. Теперь в законе решили обозначить четко и ясно: наниматель обязан оплачивать «в том числе и предварительные медосмотры».
Еще одно небольшое изменение — установлена возможность досудебного рассмотрения разногласий между работником и нанимателем в отношении несчастного случая на производстве. Так, например, если наниматель откажется проводить расследование несчастного случая или составлять акт о несчастном случае, работник, получивший производственную травму, будет иметь возможность обратиться в Департамент государственной инспекции труда или же в его территориальные подразделения. Также туда можно будет обратиться и в том случае, если работник не согласен с изложенными в акте обстоятельствами. То есть спор по несчастному случаю на производстве теперь можно рассмотреть без суда. Причем право обратиться в суд, если работник этого желает, у него также сохраняется.
В стране предлагают проводить Недели нулевого травматизма.
Наказание рублем — персонифицировать
— Нужно ли, на ваш взгляд, ужесточать требования к работникам, допускающим нарушения по охране труда?— Нас беспокоит пресловутый человеческий фактор. В 2019 году в 55 процентах случаев работники получали травмы на производстве по собственной вине. Речь идет о ситуациях, когда наниматель полностью выполнил свои обязанности по организации охраны труда, внедрил систему управления охраной труда, провел необходимое обучение и инструктажи, предоставил средства индивидуальной защиты, а сам работник просто не счел нужным, например, надеть каску, перчатки или другие средства индивидуальной защиты. На мой взгляд, за такое поведение ответственность работников необходимо усиливать.
Мы предлагаем персонифицировать требования по охране труда. Например, в ряде организаций страны уже применяется система талонов. При таком подходе четко фиксируются нарушения по охране труда каждого конкретного работника. Особо злостные нарушители лишаются премиальных выплат, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с работы. Систему талонов нужно распространять шире.
Усиливая ответственность, важно параллельно поощрять тех, кто ответственно относится к соблюдению требований охраны труда. Стоит напомнить, что в генеральном соглашении между Правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019—2021 годы заложена норма об обязательном включении в коллективные договоры положений о поощрении сотрудников, которые активно работают по предупреждению травматизма и соблюдают нормы по охране труда.
Пример нулевого травматизма есть!
— В последние годы много говорится о концепции нулевого травматизма. Скептики утверждают, что она утопична: исключить несчастные случаи на производстве, особенно вредном и опасном, невозможно…— Концепцию презентовала в 2017 году Международная ассоциация социального обеспечения. Пока, конечно, в мире нет стран, где не было бы вообще производственного травматизма. Однако и чем-то недостижимым концепцию тоже назвать нельзя. Потому что и в нашей стране есть опыт предприятий и организаций, где несчастных случаев и профессиональных заболеваний на протяжении года и больше не было. По информации Белгосстраха, у более чем 3,5 тысячи организаций с численностью свыше 100 работников в 2018—2019 годах отсутствовали несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Среди них — представители всех отраслей экономики, включая строительство, машиностроение, где, как известно, высокие риски. Чтобы не быть голословной, могу привести конкретные примеры: «БелДжи», «Штадлер Минск», «Калинка», «Купалинка», «Сан Марко», Дорожно-строительный трест № 5, строительное управление № 22 ОАО «Минскпромстрой», «Старица-Агро», «Птицефабрика «Рассвет» и другие.
Понятно, что достижение нулевого травматизма по всей стране — дело не одного года, а поэтапная упорная работа. В качестве первого шага мы предлагаем включить в новую государственную программу по рынку труда на 2021—2025 годы такое мероприятие, как Неделя нулевого травматизма. Суть заключается в том, чтобы районы и города ставили задачу и прилагали максимальные усилия для того, чтобы на протяжении недели у них не было ни одного травмированного на производстве.
Наш следующий шаг — повышение экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в соблюдении норм по охране труда. Совместно с Минфином и Белгосстрахом продумываем соответствующие изменения в системе страхования от несчастных случаев на производстве. Хотим, чтобы разбежка по величине взноса по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организаций, которые соблюдают нормы охраны труда и которые допускают нарушения, была более значимой. То есть чем больше травм и несчастных случаев, тем больше организация должна отчислять средств на страхование. И наоборот, там, где проблем нет, взносы будут минимальные.
— Насколько я знаю, планируется усовершенствовать и сами правила по охране труда для различных отраслей экономики. О чем конкретно идет речь?
— В ближайшей перспективе пересмотру подвергнется более 100 нормативных документов. При этом специалисты предварительно проведут анализ производственного травматизма отраслей. И в первую очередь правила переработают для тех видов экономической деятельности, в которых фиксируется более высокий уровень производственного травматизма. В этом году уже скорректированы правила по охране труда при ведении лесного хозяйства, обработке древесины и производстве изделий из дерева.
kozlovskaya@sb.by