Узнали, как в гомельском парке сохраняют уникальную ботаническую коллекцию

Пылинки с деревьев сдувают

Гомельский дворцово-парковый ансамбль — одна из главных достопримечательностей Беларуси. Его неповторимый пейзаж уже много лет вдохновляет художников и привлекает туристов. Сами же его сотрудники годами накапливают опыт ухода за редкими, а порой и бесценными зелеными насаждениями.


Радуги над лужайками

Гомельский парк простирается на обоих берегах реки Сож, но памятником природы являются 17 с половиной гектаров на левобережье. Заместитель генерального директора по благоустройству и содержанию территорий Светлана Прищепова знакомит с богатой коллекцией растений:

— Ботаническая часть парка насчитывает около 3600 деревьев и более 3000 кустарников. У каждого есть инвентарный номер, а инженер садово-паркового хозяйства вносит в специальную базу болезни, сроки цветения и даже каждую обломанную ветром ветку.


В парке подстригают газоны, вывозят листву, обслуживают автоматическую систему полива. Если подгадать момент, можно полюбоваться сотнями выныривающих из газона фонтанчиков и маленьких радуг над лужайками и клумбами. Светлана Михайловна добавляет:

— В нынешнюю жару эта система стала спасением. Две имеющиеся у нас поливочные машины попросту не справились бы со всем объемом работы.

Забота о парке лежит на плечах 25 сотрудников специального участка по благоустройству. Каждый обучен всему спектру необходимых работ. Летом помогают бойцы студотрядов. Пополняется и спецтехника. Помимо поливочных машин, здесь есть тракторы, воздуходувки, ручные и колесные газонокосилки.

Альпинисты — в помощь

В гомельском парке шелковица и черная сосна спокойно уживаются рядом с березами и кленами. А ту же японскую лиственницу, магнолию, маньчжурский орех или сосну веймутова и вовсе не увидишь в обычном сквере. Светлана Михайловна убеждена:
— Мы должны сохранить этот уникальный уголок природы. Здесь произрастает около 90 видов деревьев. Многие застали и Румянцевых, и Паскевичей. Всего у нас насчитывается более 150 старожилов. Два красавца дуба разменяли уже третье столетие.

Легко ли редким деревьям расти в непривычном для себя климате? Сотрудники парка уверяют, что «старички» давно адаптировались. Но болезни случаются, как и у людей. Светлана Прищепова поясняет:

— У деревьев бывает даже онкология, а потому мы регулярно осматриваем «подопечных». Технологии не стоят на месте, а внутреннюю гниль теперь можно обнаружить сканером.

Удивительно, но в парке почти не встретишь вездесущую омелу. Кустарник-паразит вовсю терроризирует кроны зеленых насаждений на улицах Гомеля, но словно испаряется сразу за парковой оградой. Неужели есть какой-то секрет? Светлана Михайловна спешит разочаровать:
— Рецепт борьбы с омелой один — физически удалять ее с веток. Деревья у нас достигают почти 40‑метровой высоты, а потому привлекаем альпинистов на вышках, чтобы уничтожить каждый росток. Услуга не из дешевых, а потому хочу призвать каждого жителя страны срезать омелу хотя бы с деревьев на своих участках, пока для этого достаточно простой стремянки.

Парк высокой культуры

Говоря о сохранности парка, нельзя обойти стороной и поведение туристов. Многочисленные таблички напоминают, что здесь запрещено выгуливать собак, ходить по газону и кататься на велосипедах. Мимо как раз проходит чеховская дама с собачкой. Светлана Прищепова, впрочем, не спешит делать замечание:

— Посетительница ведет собаку на поводке и, надеюсь, убрала за ней. А есть те, кто в парк питомцев погулять приводит. У нас живут белки — собаки начинают гоняться за ними. В целом же за последние годы парк «окультурил» посетителей. Сейчас редко увидишь туристов, пытающихся что-то сломать, сорвать или испортить.

Почтенная пара

Делаем остановку у двух ясеней, возраст которых подтверждают огромная высота и толщина стволов. Примечательно, что это «мальчик и девочка» — вполне себе семейная пара. Недавно рядом установили информационные таблички, к которым приходится идти прямо по газону. Наш экскурсовод сокрушенно вздыхает:

— Не продумали этот момент, а люди уже целую тропинку вытоптали. Возможно, организуем здесь деревянный настил.


Ясени-старожилы являются национальным достоянием. Их семенной материал хранится в Центральном ботаническом саду Национальной академии наук Беларуси. На одном из гигантов замечаем систему сохранения кроны из тросов. Больше в нашей стране такой нет ни в одном парке. Идею подсмотрели в царских садах России. Скоро такой защитой обзаведутся и другие живые памятники природы.

Коллекцию деревьев каждый год пополняют новыми саженцами. Посадочный материал раньше закупали за рубежом. Сейчас многое научились выращивать и в белорусских питомниках.

Прощаясь, делаем комплимент парковым клумбам. Светлана Прищепова обещает передать похвалу ландшафтному архитектору, придумавшему необычные узоры из цветов. Уже к весне около 100 000 одних только луковичных растений пополнят цветочное многообразие парка. Даже санкции не помешают. Белорусские тюльпаны в парке приживаются еще лучше голландских.



А ВЫ ЗНАЛИ?

История Гомельского дворцово-паркового ансамбля насчитывает уже 247 лет. В 1777‑м граф Румянцев приступил к строительству дворца и формированию окружающего пейзажа из уже существовавшего парка. Масштабные парковые работы начались в 1845 году при новом владельце имения — Иване Федоровиче Паскевиче. В то время парк по праву считался одним из лучших в Европе. Один из дубов был даже самолично привезен князем из Парижа.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter