Флор Манцевич
Флор Манцевич не давал спокойствия панам и гитлеровцам
С портрета, размещенного в экспозиции, смотрит белорусский педагог и общественный деятель, расстрелянный фашистами во время войны, Флор Манцевич. Жители деревенек Малая Ковалевщина и Старые Крюки дорогих гостей стараются напоить чаем, а воду берут из «Флоровой кринички». Лишь немногие помнят, что эту криничку в 1935 году нашел и обустроил учитель Крюковской базовой школы Флор Манцевич. В Старые Крюки его сослали польские власти за то, что он выступал за открытие белорусских школ. Здесь учитель находился под надзором полиции. К слову, еще до образования районной школьной системы Флор Манцевич организовал занятия в школе — без учебников и по своей программе, на белорусском языке.— Семья Манцевичей помогала выходившим из окружения командирам и красноармейцам во время Великой Отечественной войны, — рассказывает Инна Толопило. — Вот один из случаев: командиры Красной армии Кудаев и Светлолобов зашли в дом Манцевичей. Те помогли им переодеться в гражданскую одежду, накормили, приютили. Командиры устраивали засады у фашистских переправ через Двину, беседовали с населением, укрепляли уверенность людей в победе над врагом. Вскоре они собрали группу окруженцев и ушли, рассчитывая прорваться через фронт. А Юрию, сыну Флора Манцевича, которому было на тот момент 13 лет, показали место, где были спрятаны ящики с пистолетами и патронами. Позже это оружие использовали подпольщики. По доносу бывших кулаков, Флора Донатовича фашисты арестовали и после пыток расстреляли.
Дневник партизана
В музее хранится интересный экспонат — дневник Бориса Маковейчука «По дорогам войны и партизанским тропам», в котором автор, непосредственный участник партизанского движения на территории Миорского района, рассказывает о партизанских буднях. Борис Григорьевич был назначен комендантом посадочной площадки, одна из которых находилась на озере Ельня.— Также было выбрано место для постройки летнего аэродрома — поместье Трущинского вблизи деревни Шантырево, — цитирует дневник Бориса Маковейчука Инна Толопило. — Каждый день, начиная с 18 апреля по 7 мая 1944 года, на строительстве работало около 350 — 400 человек из разных населенных пунктов. Во вражеском гарнизоне, который находился от аэродрома в 7 — 8 километрах, бесновали полицейские, немцы. Тем временем, рискуя жизнью, на стройку шли простые люди со всех сел, близких и отдаленных. А 17 мая в 00:00 на аэродром приземлился первый самолет.
Так в конце 70‑х — начале 80‑х выглядел райцентр Миоры.
Артефакты героев и воспоминания очевидцев
Отдельный стенд посвящен Великой Отечественной войне. Здесь письма с фронта, документы, книги, удостоверения, награды, воспоминания очевидцев, которые свидетельствуют о страшном периоде и героизме земляков. Во время Великой Отечественной войны район был оккупирован с 5 июля 1941-го. Уже в первые месяцы оккупации местное население ответило созданием подпольных групп в Мотевках, Деверках, Черессах, Картавых, Татарках, Птицких, Николаеве, Миорах, Дисне. К примеру, в Черессах подпольщики группировались вокруг жены участника Народного собрания Западной Белоруссии Флора Манцевича, расстрелянного немцами в Полоцке, учительницы Александры Манцевич. Среди артефактов на выставке можно прочитать воспоминания очевидцев, как 14 июня 1942 года проходила операция по ликвидации гетто в Дисне. Было расстреляно 3800 евреев, на этом месте установлен памятник.— В 4 часа утра полицаи и немцы окружили гетто с двух сторон. Люди выбегали из домов в нижнем белье, некоторые бежали по направлению к площади, чтобы вырваться из окружения, — читаем из воспоминаний очевидцев. — Полиция преследовала их, слышались выстрелы. Под конвоем евреев вывели за город, за реку Дисну, где самими евреями уже была выкопана огромная яма размером 5 × 4. Место окружили немцы и полицаи. Мужчин отделили от женщин, заставили раздеться. По пять человек приказывали становиться на доску, положенную вдоль ямы. Раздавалась автоматная очередь, тела людей падали в яму.
Из воспоминаний очевидцев следует, что расстрел продолжался весь день. К вечеру яма до самого верха была наполнена телами погибших, в числе которых находились и дети. Их засыпали песком, оставили несколько полицаев охранять это место. К ночи полицаи от страха начали дрожать и сбежали. Земля, в которой лежали убитые, стала шевелиться. В яму падали раненые, потерявшие сознание. Они приходили в себя и пытались выползти из груды мертвых тел. Так продолжалось несколько дней. Потом из песка стала проступать кровь. Немцы приказали привезти известь и засыпать яму. Был сделан целый холм, который превратился в монолит.
Память о суровых годах войны осталась на Миорской земле в виде десятков краснозвездных обелисков, мемориальных надгробий на месте жертв репрессий и геноцида, школьных музеев о Великой Отечественной и, конечно же, в памяти людей, выживших и выстоявших вопреки всему. Город освобожден 4 июля 1944 года.
Первый Герой Соцтруда
В экспозиции — портрет первого Героя Соцтруда на Миорщине Петра Кондрашова. К слову, в этом году ему исполнилось бы 100 лет. Успел окончить лишь два курса сельхозтехникума — началась война. Девятнадцатилетний юноша в 1943-м был мобилизован, участвовал в боях, был несколько раз ранен. В боях под Щетином в 1945 году предотвратил внезапное нападение немцев, за что был награжден орденом Красной Звезды. В боях за Бранденбург, будучи командиром отделения, сержант Кондрашов лично уничтожил «фаустника», взял в плен шестерых фашистов, награжден за этот бой орденом Славы III степени. Победу встретил на Эльбе.— Во время мирной жизни Кондрашов возглавил одно из запущенных хозяйств на Миорщине, — обращает внимание Инна Толопило. — Чуть больше чем через пять лет колхоз «Молодая гвардия» в 3,5 раза перевыполнил годовой план продажи государству льносемени и в два — волокна. За достигнутые успехи в развитии животноводства, повышении производства и заготовок сельскохозяйственной продукции Петру Кондрашову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Летопись комбикормового завода
Один из ценных экспонатов на выставке — летопись одного из градообразующих предприятий (комбикормового завода). Он начал свою историю в 1949-м с маленького деревянного домика на окраине города, где была семенная заготовительная станция. Все это зафиксировано в летописи. Сначала предприятие закупало у населения зерно, имелась небольшая перерабатывающая промышленность.— Новая электростанция, построенная в 1949 — 1950 годах, давала в сутки 25 киловатт энергии, что позволило увеличить производственный оборот, — рассказала Инна Толопило. — Цех по производству комбикормов здесь запустили в 1972-м. Это была основная продукция, которой выпускали по 150 — 160 тонн в сутки. Коллектив во главе с тогдашним руководителем Петром Угодниковым перевыполнял планы по всем показателям, опережая время. Хорошая прибыль позволяла расширять масштабы производства и строительства, модернизировать объекты.
Роль завода для Миорщины во все времена оставалась значимой. К основному комбикормовому цеху мощностью в сто тонн добавился крупяной. А 2013 год стал отсчетом новой эпохи — около 80 процентов устаревшего оборудования заменили, в результате чего расширился ассортимент, улучшилось качество кормов. Каждый новый этап развития завода подкрепляется в летописи фотографиями, также здесь запечатлены лучшие сотрудники предприятия и награды.
basikirskaya@sb.by
Фото автора и из семейного архива Кондрашовых