В первую очередь детский технопарк будет ориентирован на технические направления, связанные с обеспечением передовых технологий. Обучать планируют на примере проектов, используя так называемый междисциплинарный подход.
Кроме программы для одаренных детей и молодежи, предусмотрены и другие мероприятия: для учеников — дополнительное образование, а для педагогов — повышение квалификации, стажировки, обучающие курсы.
Опыт перенимали у образовательного центра «Сириус» в Сочи, как раз ориентированный на междисциплинарность и проектный подход, изучали и финансирование, подчеркивает Сергей Антонович:
— В будущем мы планируем привлекать предприятия и организации к финансированию, как это делает в России Роскосмос. Программы могут и создаваться под идею заказчика, мы видим среди наших перспективных партнеров Парк высоких технологий. В то же время в «Сириусе» отсутствуют программы, там приезжает специалист — и под него перестраивается обучение. Мы же планируем формализовать процесс, четко разрабатываем программы, причем ориентируемся только на технические и технологические направления (в Сочи еще работают по спортивным и творческим). У нас уже есть договоренность с российскими коллегами об обмене опытом, будем проводить совместные смены для детей и реализовывать совместные программы для педагогов, повышение их квалификации.
В инфраструктуру технопарка войдет учебно‑лабораторный корпус с современным оборудованием, который разместится в пока не завершенном здании Белорусского национального технического университета по улице Франциска Скорины. Реконструировать его планируют за счет инновационного фонда Мингорисполкома. И уже в этом году из республиканского бюджета и бюджета Минска деньги пойдут на строительство общежития для учеников технопарка на 300 мест в микрорайоне «Магистр» Первомайского района. Появится в структуре парка и учебно‑лабораторная база как минимум по 11 направлениям, среди которых биотехнологии, информационные технологии, космическая техника… Эти лаборатории постоянно будут обновлять и модернизировать. Сергей Сачко, директор Республиканского центра инновационного и технического творчества, отмечает, что технопарк как учреждение дополнительного образования появится путем реорганизации центра, при этом существующие программы допобразования продолжат работать:
— Я уверен, что мы получим уникальную образовательную площадку и среду для освоения инновационных направлений и технологий. И основная задача технопарка — это, конечно же, организация системы работы с одаренными детьми по прорывным направлениям. Мы также планируем взаимодействовать с высшими учебными заведениями, на базе которых уже есть определенные направления и лаборатории. Поэтому сейчас собираемся проанализировать, что есть прежде всего в вузах с IT‑направлением, с техническим профилем, а затем уже будем конкретно создавать те лаборатории, которые необходимы сегодня и в нашей стране, и в мире в целом.
Кроме специальной образовательной программы для одаренных детей, ученикам технопарка часть времени придется посвящать и обычной школьной, чтобы не отстать от одноклассников. Этот момент тоже продуман: на уроки они будут ходить в среднюю школу поблизости — новое учреждение образования на 750 мест здесь построят в ближайшее время в том числе для жителей микрорайона «Магистр».
Здесь появится детский технопарк.
Кто будет учиться?Ежегодно в технопарке будут обучаться около 2.000 талантливых ребят из разных уголков страны. Это ученики 6 — 11‑х классов, которые пройдут серьезный отбор. Прежде победителей конкурсов и олимпиад ждет тестирование. В какой оно будет форме? Сергей Сачко уточняет, что это может быть как тест, так и некий проект.
Приезжать в технопарк ребята будут по сменам продолжительностью до 21 дня, их предполагают чередовать по направлениям. Занятия планируют проводить в группах по 7 — 10 человек. Важный момент: после такого курса каждый ребенок получит индивидуальную программу самостоятельного обучения с дистанционным сопровождением преподавателями технопарка. Особенно успешных учеников пригласят в парк повторно, а по итогам обучения талантливые ребята смогут еще и получить льготы при поступлении в университет. Такая преемственность, уверены в Минобразования, поможет выпускникам технопарка лучше сориентироваться в будущей профессии.
Кто будет преподавать?
— Мы понимаем, что для работы с одаренными детьми и молодежью необходимо привлекать самых талантливых педагогов, — говорит Сергей Касперович. — Для этого предусмотрены особые подходы в части оплаты труда. Предстоит нам провести определенную работу и по подготовке таких педагогов, потому что речь идет о новой образовательной программе, которая еще не реализовывалась у нас в стране.
Привлекать планируют учителей‑методистов, вузовских преподавателей, специалистов научно‑исследовательских и промышленных организаций, которые занимаются конструкторской деятельностью, обеспечивают технологическое развитие. И, конечно же, еще на стадии подготовки проекта Минобразования тесно сотрудничало с Национальной академией наук, поэтому задействовать в работе с одаренными детьми планируют и ученых, которым тоже обещают соответствующие материальные бонусы.
pasiyak@sb.by