В каждодневной оперативной сводке Минсельхозпрода зерновые и зернобобовые на севе или же уборке всегда указаны в одной графе. Хотя схожих качеств у них меньше, чем отличий. О какой уникальности гороха, люпина, других культур этого же семейства, энергии говорят сельхозпроизводители и при чем тут импортозамещение? Эти вопросы и стали ключевыми в беседе, организованной в конференц-зале «СГ». Участие в обсуждении приняли заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Василий Ядловский, заведующий отделом зернобобовых культур, кандидат сельскохозяйственных наук Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию Михаил Крицкий, директор филиала «Фалько-Агро» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» Вадим Кунц и главный агроном фермерского хозяйства «Терра Ностра» Бешенковичского района Дмитрий Солодков.
Фото из архива «СБ»
Александр Лукашенко:
«Мы посеем горох, посеем люпин, посеем сою — эти белковые культуры. Посмотрим, что получится. Неужели невозможно у нас? Я уверен, что возможно возделывать. И не надо будет из-за границы закупать! Это миллиард долларов мы выкидываем кому-то за эти культуры, мы сами можем их возделывать! А белок для скотины — это всё!»
Во время рабочей поездки в Слуцкий район, 29 июля 2022 года
«Мы посеем горох, посеем люпин, посеем сою — эти белковые культуры. Посмотрим, что получится. Неужели невозможно у нас? Я уверен, что возможно возделывать. И не надо будет из-за границы закупать! Это миллиард долларов мы выкидываем кому-то за эти культуры, мы сами можем их возделывать! А белок для скотины — это всё!»
Во время рабочей поездки в Слуцкий район, 29 июля 2022 года
Василий Ядловский. |
Михаил Крицкий. |
Вадим Кунц. |
Дмитрий Солодков. |
В. Ядловский: Бобовые культуры — основной источник обогащения кормов экономически выгодным растительным белком. В этом их главный плюс. В составе семян гороха содержание белка достигает 24 процентов, в сое — едва ли не вдвое больше, да и другие культуры, в том числе люпин, имеют высокие показатели.
В 2023 году, учитывая наличие семенного материала, сельхозпредприятия страны могут засеять 175 тысяч гектаров зернобобовыми культурами, из которых горох составит 97 тысяч, вика посевная — более 10, соя — свыше 7, люпин — около 4 и зернобобовые смеси — 56 тысяч гектаров. Сев продолжается, поэтому конкретные цифры сможем назвать чуть позже.
В. Кунц: Дефицит протеина в рационе животных может привести к снижению продуктивности дойного стада, другим нежелательным последствиям. Любой хозяйственник это знает и старается избежать очевидных потерь. Есть несколько источников обогащения рациона перевариваемым протеином: выращивание бобовых трав, к которым относится люцерна (засеваем в хозяйстве до тысячи гектаров), масленичные культуры, используемые для производства шротов, и, наконец, зернобобовые культуры. Их ценность не только в белке, но и в энергетической питательности. Например, горох может иметь до 13,6 мегаджоулей энергии в килограмме сухого вещества. Сбалансированность по белку и энергии — важный момент.
М. Крицкий: Не стоит забывать и о других положительных качествах, присущих зернобобовым. Они выступают отличными предшественниками, сидератами, то есть используются для последующей заделки в почву для улучшения ее структуры. Еще одно преимущество — азотфиксация, по сути, они выступают мини-заводами азотных туков.
Д. Солодков: Все перечисленные факторы подтверждают слова Президента о необходимости уделять больше внимания культурам, богатым растительным белком. Каждый хозяйственник вправе выбрать свою наиболее оптимальную стратегию, но в любом случае выращенный на родных землях продукт гораздо дешевле привозного дорогостоящего шрота.
Под тот же рапс необходимо вносить много минеральных удобрений, а, например, соя, наоборот, сама наполняет землю азотом. Одни плюсы — такие культуры важны в севообороте. К слову, в нашем фермерском хозяйстве зернобобовые достигают 20 процентов посевных площадей.
«СГ»: Иными словами, увеличив посевные площади зернобобовых культур, вполне реально минимизировать объемы закупаемых за пределами страны белковых ингредиентов, используемых в животноводстве?
В. Ядловский: Выращивание гороха, люпина, других зернобобовых позволяет частично снизить объемы ввозимых соевых и подсолнечных жмыхов, приобрести своего рода импортонезависимость в этом вопросе.
Под потребность животноводства посевные площади зернобобовых в стране должны превышать 350 тысяч гектаров. Напомню, в этом году запланировали посеять 175, хотя еще в прошлом имели всего 112. Рост очевиден. Правительством согласован поэтапный выход на запланированную величину к 2025-му. Почему нельзя сделать это за раз? Ключевой момент — семена необходимо размножить.
Д. Солодков: Наше фермерское хозяйство специализируется на растениеводстве, занимаемся семеноводством, в этом году посеем около 1,2 тысячи гектаров гороха. Один из важных критериев при подборе сортов этой культуры — устойчивость к полеганию. Среди отечественных подходящих пока не нашли, по сое совсем иная картина: около 90 процентов посевных площадей у нас занимает сорт «припять», кстати, он внесен Госреестр не только Беларуси, России, Украины, Польши, но и Великобритании.
М. Крицкий: Это далеко не единственный сорт, которым мы вправе гордиться. Постоянно создаем новые, перспективные. В прошлом году разработали сорт гороха полевого «спринт». Его отличие заключается в наличии на семенах фуникулера, не дающего осыпаться семенам. А сорта «стимул» и «капрал» – новинки 2023-го – превзошли контрольный сорт по основным показателям, в том числе устойчивости к полеганию. Советую попробовать.
В целом за последние 11 лет в нашем НПЦ создано семь сортов кормового люпина с потенциальной урожайностью свыше 4,5–5 тонн с гектара, два сорта люпина желтого с потенциальной урожайностью свыше 3 тонн с гектара; пять сортов гороха с потенциальной урожайностью свыше 5 тонн.
В Госреестре сортов на этот год — 92 сорта зернобобовых культур, в том числе 26 — гороха посевного, 22 — пелюшки, 9 — кормовых бобов, 12 — вики яровой, 3 — люпина желтого, столько же люпина белого и 17 — люпина узколистного. Сои районировано 27 сортов.
В. Кунц: Большой выбор, при этом основной зернобобовой культурой пока остается горох. Это подтверждают цифры и мнения специалистов. Думаю, его возделывание не утратит своей актуальности и в ближайшей перспективе. Пробовали сеять бобы, люпин — достичь желаемого результата непросто. С горохом гораздо легче. Сеять его надо рано, а урожайность при совокупности всех благоприятных факторов вырастает до 100 центнеров с гектара.
«СГ»: Отличный результат. Чтобы получить щедрый урожай зернобобовых, на что в первую очередь следует обращать внимание?
М. Крицкий: Строгое соблюдение технологии выращивания. При этом стоит помнить: урожайность в значительной степени зависит от погодно-климатических условий.
В. Ядловский: Зерновые и зернобобовые сеют практически в одни и те же сроки, теми же посевными агрегатами — это их и объединяет. Зерновые можно сеять после зернобобовых и наоборот, то есть должно соблюдаться правильное чередование культур. Не рекомендуется высевать бобовые на одном и том же месте, должно пройти как минимум четыре года. Связано это с высокой степенью поражения болезнями, накоплением вредителей и другими вопросами.
В. Кунц: И если речь идет о хозяйстве с площадью пашни в несколько тысяч гектаров, особо увеличить посевы не получится. Белок ведь также находится и в травах, а для животных важен сбалансированный по питательности корм, куда входят качественно заготовленные сенаж и силос.
Например, нам для кормления КРС хватает собственного урожая, шрот не покупаем. Выращиваем 990 гектаров озимого рапса, у него намного выше урожайность, 2565 гектаров по осени засеяли озимыми зерновыми. К слову, урожайность пшеницы на наших полях достигает 115 центнеров с гектара. Еще одна важная для нас культура — кукуруза, под ее посевы отводим 2,5 тысячи гектаров, 250 — под сахарную свеклу, на горох остается 400 гектаров.
«СГ»: В советские времена в Беларуси был популярен желтый люпин, посевные площади которого достигали 400 и более тысяч гектаров, потом на время активность поугасла. Почему?
М. Крицкий: Люпин — вторая по значимости высокобелковая культура в стране. Зерно по своей питательности равноценно дорогостоящему соевому и подсолнечному шротам и может их заменить в рационах КРС, свиней и птицы. В сухом веществе зеленой массы из желтого и узколистного люпинов содержится в среднем 18—25 процентов сырого протеина. С урожаем зеленой массы в 40—50 тонн с гектара выход белка может достигать 1,2—1,5 тонны, а в благоприятные по климатическим условиям годы и того выше.
В последние годы созданы сорта люпина узколистного, толерантные к антракнозу. Соблюдение ключевых элементов технологии, а именно использование качественных протравленных семян, проведение профилактических фунгицидных обработок, позволяет минимизировать риск поражения этим заболеванием.
В. Ядловский: При этом следует отметить, что люпин приносит неплохой урожай и на бедных почвах, хотя, конечно, на плодородных потенциал урожая значительно выше. При соблюдении необходимых требований регламента люпин узколистный и желтый могут успешно возделываться во всех областях республики. Для успешного выращивания белого нужен более теплый климат.
Д. Солодков: Преимущества культуры неоспоримы, но и высок риск за двое-трое суток потерять урожай. Важны своевременные обработки фунгицидами, стоит учитывать и ряд других моментов. Но назовите мне хоть одну высокоурожайную сельхозкультуру, которую посеял в землю весной и забыл про посевы до осени, пока не придет время уборки. Для получения урожая надо потрудиться.
В. Кунц: Более того, люпин сохраняет и повышает плодородие почвы, а во многих хозяйствах урожайность при правильной технологии достигает уровня зерновых культур.
«СГ»: Президент в прошлом году неоднократно делал акцент на важности увеличения посевов сои. Какие перспективы этой культуры в нашей стране сегодня?
В. Ядловский: Динамика роста посевных площадей очевидна: если еще десять лет назад в стране сеяли 2—3 тысячи гектаров, то сегодня — до 7 и выше. Культура сложная, есть определенные технические и технологические трудности ее возделывания, которые надо учитывать. Кто умеет просчитывать экономическую выгоду, тот делает ставку на сою.
Основная сложность — убрать посевы без потерь. Нижний стручок расположен очень низко, буквально возле земли. Поэтому важна высокая выровненность полей и посевов — это первое, второе — нужно работать хорошо с гербицидами. К тому же поздние сорта хоть и урожайные, но созревают к осени, а значит, могут попасть под дождь.
Д. Солодков: Так и случилось у нас в прошлом году. Впервые решились на эксперимент — посеяли тысячу гектаров сои. Урожай созрел вовремя, но начались продолжительные дожди. Сроки уборки сместились, и вместе с тем на отдельных полях урожайность с гектара достигала 28 центнеров.
Соя — южная культура. Учитывая постепенное изменение климата, повышение среднегодовой температуры, все больше шансов достичь положительного эффекта и у нас. Не понимаю опасений сельхозпроизводителей Брестской, Гомельской областей. Соевый шрот стоит дорого, мы вправе на своей земле вырастить достойный урожай. Еще раз подчеркну: отечественные сорта на высоком уровне.
М. Крицкий: При этом появляются новые сорта с более коротким периодом вегетации. Расширение посевов сои в стране возможно, но сдерживают аграриев пока ее нестабильная по годам урожайность и более высокий риск по сравнению с традиционными бобовыми культурами.
«СГ»: Как лучше выращивать зернобобовые: в чистом виде или в составе смеси?
М. Крицкий: Если нужны семена, высокий выход белка с зерном, то это возделывание в чистом виде. При необходимости получения зеленой массы, подсева многолетних трав, уменьшения полегаемости посевов гороха листочкового морфотипа, вики яровой, снижения заболеваемости антракнозом видов люпина — смешанные посевы. Необходимо учитывать особенности применения гербицидов на смешанных посевах, подбирать сроки созревания сортов.
Д. Солодков: Право выбора остается за сельхозпроизводителем. Все зависит от того, какие цели и задачи он ставит, сколько прилагает усилий. Нужно экспериментировать и стараться сделать так, чтобы каждый засеянный гектар приносил максимальную прибыль.