Жили ли викинги на территории Беларуси? (спойлер: жили)

Жили ли викинги на территории Беларуси? (спойлер: жили)

Прошлое снова заговорило

Чтобы разгадать тайны прошлого, они изучают слой за слоем, сантиметр за сантиметром — часто на это уходят годы кропотливых раскопок и поисков. Но ожидания археологов обманываются редко, практически каждый сезон они обнаруживают все новые и новые факты, помогающие понять, как и чем жили наши предки много веков назад. По случаю окончания очередного археологического сезона корреспонденты «СБ» наведались в гости к заведующей Центром археологии и древней истории Беларуси Национальной академии наук, доктору исторических наук, профессору Ольге Левко, чтобы узнать, почему специалистов беспокоят грядущие строительные работы на территории полоцкого Верхнего замка, о чем говорят фрагменты недавно найденной каменной кладки у основания Нового замка в Гродно и как на севере Беларуси оказались самые настоящие викинги.


Полоцк: кадеты вместо пациентов

Еще весной появилась новость, что в Полоцке наконец определились, как использовать бывшие корпуса городской больницы, расположенные на территории Верхнего замка рядом с Софийским собором. Напомним, изначально планировалось, что здесь раскинутся объекты туристического сервиса — гостиница, кафе, музеи. Но план проекта провалился: не нашлось инвесторов и желающих вложиться в затратную реконструкцию. При этом идея использовать помещения экс–больницы для размещения в них кадетского корпуса лежала, казалось бы, на поверхности: все это время городская администрация искала место, куда можно было бы переселить Полоцкое кадетское училище. На том в конце концов и порешили: после реконструкции на территории Верхнего замка разместится кадетский корпус.

— Объект уже вошел в Государственную инвестиционную программу 2018 года. Часть бывших больничных пристроек и помещений планируют снести, часть останется. Первыми преобразования затронут так называемую красную больницу — здание из красного кирпича XIX века. К нам уже обратились специалисты из «Института Витебскгражданпроект», разрабатывающие документацию, чтобы мы составили обоснование охранных мер, которые нужно предпринять при строительстве. Все–таки эта территория — один из центральных памятников археологии. Раскопки здесь велись еще с 1928 года. В те годы в город приехал археолог Александр Лявданский, который провел работы на городище и на территории Верхнего замка и сделал заключение: сначала было городище, а затем центр Полоцка перенесли на Верхний замок. И эта идея была основной на протяжении почти 60 лет. И лишь недавно в своей докторской диссертации Денис Дук, занимающийся археологическими исследованиями Полоцка и территорий бывшей Полоцкой земли, высказал идею, что Верхний замок не являлся преемником городища с точки зрения административного центра. То есть до начала XIV века он выполнял только функцию сакрально–церемониальную, а княжеская резиденция продолжала оставаться на городище. И сегодня мы уже говорим о том, что работы, которые провел Дук, действительно могут свидетельствовать в пользу его версии. Но окончательно разобраться с тем, что собой представлял Верхний замок вплоть до XV века, мы пока не можем. Поэтому предстоящие работы нас, с одной стороны, очень тревожат: строительство может разрушить участки, которые нам, археологам, хотелось бы подвергнуть дополнительным исследованиям. Но с другой стороны, возможно, только таким образом и удастся получить новую информацию, которая помогла бы ответить на некоторые вопросы.

Гродно: найдена неизвестная церковь?

В конце июня — начале июля сотрудники центра проводили археологические работы на территории Нового замка в Гродно. Среди сенсаций — фрагменты каменной кладки предположительно XII века, которые могут свидетельствовать о том, что на этом месте когда–то была старинная церковь. Однако Ольга Левко с выводами пока не спешит:

— Гродно — одно из тех направлений, которое мы копаем уже много лет и каждый раз находим что–то новое. Этим летом в исследованиях участвовали в том числе и наши молодые сотрудники. И вот одна из них, в прошлом моя аспирантка, а сейчас старший научный сотрудник отдела сохранения и использования археологического наследия Анастасия Костюкевич, нашла кладку из плинфы, а также фрагменты голосников — это такие встраиваемые в здание кувшины, которые использовались для улучшения акустики церковных построек. Однако говорить с уверенностью о том, что мы нашли новый храм, пока рано. Определить точный возраст постройки тоже сложно — культурные слои в этом месте сильно перепутаны. К сожалению, условий для того, чтобы провести полноценные раскопки, у нас не было. Все работы проводились в очень сжатые сроки, так как параллельно на территории развернулись строители. Сейчас все собранные данные и факты обрабатываются.

Шклов: тайны еврейского кладбища

Ольга Левко ведет работы в Шклове с 1980–х. Ей же в свое время посчастливилось открыть так называемый средний Шклов. Благодаря находкам археологов уже точно известно, что город рождался трижды, и каждый раз в новом месте. В ранний период своей истории он находился на высокой горе у реки Серебрянка, между деревнями Старый Шклов и Хотимка. Позже стараниями Иеронима Ходкевича город переместился на 4 километра ближе к Днепру — его–то в 2002–м и отыскала профессор Левко на территории деревни Рыжковичи.

— Примерно в это же время за пределами средневекового Шклова мы нашли объект, который до сих пор остается единственным известным на территории Беларуси, — бесхаим на старом еврейском кладбище. Это каменное сооружение, которое было покрыто обыкновенной деревянной крышей, со ступенями, ведущими на высокий холм, где располагалось кладбище. И когда покойника туда несли, надо было пройти через этот проход, он очищал человека от грехов, давая ему дорогу в рай. Ничего подобного в Беларуси мы до этого еще не находили.

В этом году удалось открыть фрагмент сооружения, которое находилось рядом с бесхаимом. Та же Анастасия Костюкевич обнаружила часть постройки со стенами из кирпича–пальчатки. Это помещение предположительно использовалось евреями для омовения покойного перед тем, как вносить его на кладбище. Конструкция очень редкая, другой такой в Беларуси нет.

Шумилинский район: здесь жили викинги

Несколько лет назад Ольга Левко приступила к изучению Кордона Витебского Подвинья — важнейшего для Восточной Европы археологического комплекса, который датируется VIII — X веками нашей эры. Она же доказала: на территории Кордона жили самые настоящие викинги.

— Северные народы, проезжая через нашу территорию транзитом в Византию по Днепру и ее крупным притокам, бывало, оседали на нашей территории и начинали взаимодействовать с полиэтничным населением этих земель. Викинги вели здесь коммерческую деятельность, учили местных ювелирному делу и торговым операциям. Как мы узнали, что скандинавы именно осели здесь, а не были проездом? Дело в том, что, помимо монет, гирек–разновесов и скандинавских металлических застежек–фибул, которые надевали на плащи, не так давно мы нашли два «молоточка Тора». Это подвеска–амулет, которую носили исключительно скандинавы. Эти амулеты не продавались, не обменивались, не дарились: как оберег они принадлежали только представителям северных народов. Все это в комплексе — «молоточки Тора», фибула, скандинавская игла с орнаментом «волчий зуб» — и дает нам основания говорить о том, что пребывание викингов на территории Беларуси было не эпизодичным, транзитным, а постоянным.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter