Прогноз политической погоды: турбулентно

Встретиться с министром иностранных дел Владимиром Макеем, который на Мюнхенской конференции по безопасности представлял Беларусь, оказалось делом непростым. Наша встреча несколько раз переносилась: в его плотном мюнхенском расписании все время возникали новые двусторонние встречи. Мы нашли возможность побеседовать сразу после интересной дискуссии «В или из? Страны между Россией и Европой?», на которой выступали президент Армении Серж Саргсян, премьер–министр Молдовы Павел Филипп, комиссар ЕС по расширению и политике добрососедства Йоханнес Хан и председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Хотя сама постановка вопроса выглядит немного странной, потому что мы, как и многие из стран бывшего СССР, и так находимся в Европе. Как, между прочим, и Россия. Со странностей и начинаем наш разговор.

фото белта

— Я внимательно слушала дискуссии в этом году, и мне показалось, что Евросоюз находится в некоторой растерянности. Его лидеры как будто не совсем понимают, как сейчас поступать, потому что Соединенные Штаты самоустраняются, а ЕС сейчас пытается себя найти, но пока еще не может. Или я не права в своих ощущениях и в такой оценке?

— Я думаю, можно с этим согласиться. Очевидно, что сегодня ЕС пребывает в каком–то непонятном состоянии. Он еще не вызрел до окончательной позиции, он действительно находится в поиске себя. Да, Евросоюз изначально задумывался, как сказал один из ораторов, не в качестве глобальной силы наподобие США или других глобальных игроков, а в качестве средства для примирения. Потому что на тот момент, после войны, существовали государства, которые находились по разные стороны баррикад, и надо было что–то предпринять, чтобы объединить Европу. Это и было сделано. И Европа, по–моему, до сих пор не осознала до конца, чем она является, что должна брать на себя большую ответственность, должна играть большую роль в глобальном плане. Об этом, кстати, сказал и министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. К сожалению, эта ситуация, когда Евросоюз находится в постоянных поисках, когда его сотрясают свои внутренние проблемы, связанные с брекситом, с нелегальной миграцией, с рядом других вопросов, приводит к тому, что у Европы нет четкой стратегии, четкого видения того, как должен развиваться Европейский союз хотя бы на среднесрочную перспективу, не говоря уже и о долгосрочной стратегии. И Зигмар Габриэль прямо сказал об этом и подчеркнул, что надо учиться в этом плане у Китая, который активно знает, чего он хочет, и активно продвигает, реализует свои инициативы, задумки и проекты на практике.

ФОТО РЕЙТЕР

Самому Габриэлю не все запланированное в Мюнхене удалось осуществить. Здесь должно было пройти заседание «нормандской четверки» на уровне министров иностранных дел, но собрать его не удалось: и министр иностранных дел Франции не приехал (хотя заместитель был готов его заменить), и самому Габриэлю пришлось срочно улететь в Берлин встречать освобожденного из турецкой тюрьмы немецкого журналиста Дениза Юджела. Но обойти тему урегулирования в Украине мы все равно не можем, ведь Минск — важнейшая переговорная площадка для урегулирования этого кризиса. 

— Мы говорили об этом со специальным посланником США Куртом Волкером, — продолжает В.Макей. — Главное — найти решения. Можно проводить заседания хоть в Антарктиде, если будет уверенность, что мы достигнем успеха. Но такой уверенности на данном этапе нет. Почему? Потому что для того, чтобы решить проблему, связанную с ситуацией в восточных регионах Украины, должна быть искренняя, открытая заинтересованность всех сторон.

В этом году в Мюнхене говорили и о возможности миротворческой миссии в Донбассе. Один из основных авторов доклада на эту тему Андерс Фог Расмуссен, бывший генеральный секретарь НАТО, а сейчас советник президента Украины сказал: «Беларусь была упомянута, потому что мы считаем, что можно было бы включить страны, которые считаются дружественными другой стороной, а именно Россией. Но позвольте напомнить, что Беларусь может иметь дружественные отношения с Россией, но они очень озабочены российской инфильтрацией в Украину, атакой против нее. Они спрашивают себя: а кто может быть следующим? Поэтому я бы не стал исключать заранее, что Беларусь может стать контрибутором. Но, как я уже сказал, если одна из сторон – Украина или Россия – будет не согласна, эта страна не сможет участвовать». Владимир Макей на это сказал: «Если это надо для того, чтобы установить мир и стабильность, если это будет приемлемо для всех вовлеченных в это сторон, то, естественно, белорусские миротворцы там будут». Но не успела конференция завершиться, как заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила: белорусских миротворцев в Украине не ждут. А все потому, что наша страна является членом ОДКБ. 

Но широкой дискуссии по поводу миротворцев в Донбассе на конференции не было. 

— К моему личному удивлению, — отмечает Владимир Макей, — нынешняя Мюнхенская конференция была посвящена в большей мере обсуждению внутренних проблем ЕС, проблем взаимоотношений между НАТО и Евросоюзом: кто в какой мере должен обеспечивать защиту Европы и так далее. Да, это важно, но это не те самые главные темы, которые должны волновать сегодня политиков. 

— Расскажите, пожалуйста, о двусторонних встречах, которые у вас прошли в Мюнхене.

— Я уже назвал специального посланника США по вопросам урегулирования украинского кризиса господина Волкера. Мы обсуждали в первую очередь перспективы разрешения этого кризиса, коснулись и двусторонних проблем. Встречались с представителями ведомства федерального канцлера, которые отвечают за внешнюю политику. Очень важно, что мы договорились продолжать тот конструктивный диалог, который наметился у нас в отношениях с Германией. Встречались и с представителями бизнеса Германии, в частности, с руководителем Восточного комитета германской экономики и ряда крупных предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью. Встречались с еврокомиссаром Йоханнесом Ханом и другими представителями Евросоюза, с которыми обсуждали дальнейшие перспективы наших отношений с ЕС. Ну и ряд двусторонних встреч. В частности, для меня было важно встретиться с коллегами из Египта и Судана и услышать их мнение относительно реализации тех договоренностей, которые были достигнуты во время визита Александра Лукашенко в эти страны. Мы договорились держать вопросы реализации этих договоренностей на особом контроле.

— Считается, что Мюнхенская конференция определяет мировую политическую погоду. Какой будет погода в этом году?

— Турбулентной.

Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, собкор «СБ» в ЕС.

Мюнхен.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter