Посольства за рубежом — это еще и главные пиарщики страны, а значит, им и поручено продвигать наши основные проекты, в том числе Китайско–Белорусский индустриальный парк. Вчера на семинаре выступил глава администрации парка «Великий камень» Александр Ярошенко. Он предложил послам позиционировать проект как «безналоговый рай» на территории Беларуси. Действительно, с точки зрения экономических льгот Парк — уникальная площадка, но инвесторов волнуют и административные процедуры, логистика, перспектива продвижения на другие рынки. И этими вопросами сейчас занимаются в «Великом камне». А результат проделанной работы Александр Ярошенко выразил в количестве резидентов Парка — их уже 36 из 8 стран мира. Определенный прогресс в развитии «Великого камня» отметил и посол в Китае Кирилл Рудый:
— В 4 раза увеличилось количество резидентов за один год. В этом есть прогресс, но есть важная проблема — рынок сбыта для компаний–резидентов. Индустриальный парк нацелен на высокотехнологическую продукцию, чтобы она окупалась, нужен большой рынок. Для китайских и других инвесторов белорусский рынок мал, им нужно ориентироваться на европейский или тот же китайский. Поэтому важно, чтобы индустриальный парк стал более открытым, и компании, которые здесь регистрируются, могли продавать свою продукцию без пошлин на рынки других стран. Над этим сейчас ведется работа. Это один из основных вопросов, который сейчас надо решать.
Для белорусской экономики, зависимой от экспорта, важно диверсифицировать торговые рынки. Ориентиром здесь служит формула 3 по 30, то есть когда на страны ЕАЭС, Евросоюза и «дальней дуги» приходится по 30% белорусского экспорта. Чтобы прийти к такому результату, нужно открывать Беларусь новым странам, искать партнеров на других континентах.
zdan@sb.by